Сюжеты · Общество

Джордж Клуни: Из Прованса — с сарказмом

Актер стал французом и вызвал гнев Трампа, который назвал его «посредственным типом». Последовал остроумный ответ — прямо из-под виноградника

Юрий Сафронов, обозреватель «Новой», Париж

Джордж Клуни. Фото: AP / ТАСС

Джордж Клуни сделался французом — и это внезапно стало политикой. Натурализация 64-летнего актера и его семьи спровоцировала небольшой скандал по обе стороны Атлантики. Дональд Трамп «порадовался» отъезду «посредственного типа» и его жены и снова заговорил о связи миграции с преступностью. Министр-делегат при главе МВД Франции усомнилась в справедливости процедуры натурализации «звездной пары», намекнув на двойные стандарты. Ее начальник, министр внутренних дел, с ней не согласился категорически. А Клуни в свою очередь ловко ответил Трампу.

Натурализация с перспективой политической карьеры на муниципальном уровне близ виноградника

Американский актер Джордж Клуни, его супруга Амаль Аламуддин Клуни и их двое детей-близнецов получили французское гражданство — декрет о натурализации был опубликован перед новым годом в Journal officiel.

Знаменитый актер и его супруга — адвокат ливано-британского происхождения (оба еще и правозащитники) — проводят значительную часть жизни во Франции. В 2021 году пара приобрела поместье (бастиду) и виноградник близ городка Бриньоль в Провансе.

Актер любит свой дом и свой виноградник — домен Каданель. «Самое счастливое место для нас — это эта ферма, где дети резвятся так же, как я в детстве в Кентукки. Мне по-настоящему нравится то, как мы там живем», — сказал он.

Клуни также называл французское законодательство о защите частной жизни одной из ключевых причин, по которым он и его супруга воспитывают детей именно во Франции. «Здесь не фотографируют ваших детей. Здесь нет папарацци, которые прячутся у выхода из школы. Для нас это принципиально важно», — говорил он в начале декабря в интервью радио RTL. И добавлял: «Я хотел место, где у наших детей был бы шанс на нормальную жизнь. Это и было главной причиной».

Чета Клуни с мэром Бриньоля Дидье Бремоном. Фото из открытых источников

Дидье Бремон, мэр 15-тысячного Бриньоля, рассказывает, радуясь за новых соотечественников:

«Когда ты Джордж Клуни, трудно быть как все. Это один из самых известных людей в мире», но «при этом он приходит, общается с торговцами, участвует в жизни города».

«Это не тот, кто стремится привлекать к себе внимание, но он всегда готов сказать пару слов, если кто-то к нему обращается», — добавляет мэр, говоря о «доброжелательном, открытом человеке».

Актер даже предложил градоначальнику поучаствовать в открытии кинотеатра Liberté в ноябре прошлого года. «Джордж Клуни, который открывает городской кинотеатр, — по-моему, лучшего и придумать нельзя», — не может нарадоваться мэр.

И даже шутит в ответ на вопрос, не окажется ли Джордж Клуни в списке Дидье Бремона на муниципальных выборах в марте этого года: «Он был бы хорошим заместителем (мэра) по культуре, не так ли?» Впрочем, препятствие, по мнению градоначальника, все же существует: «Он не очень хорошо говорит по-французски, нет. А я не очень хорошо говорю по-американски (так в оригинале. — «Новая»). Но мы прекрасно друг друга понимаем».

Вопрос справедливости, или «Язык доведет»

«Если Джордж Клуни просит натурализации, я могу только гордиться этим», — заявила сразу после положительного для американской семьи решения министр-делегат при главе МВД Франции Мари-Пьер Ведренн на France Info, добавив, что это тем не менее «не тот сигнал, который должен подаваться».

«Лично я могу понять оценку некоторых французов по этому вопросу двойных стандартов», — сказала она, напомнив, что актер сам признавал, что не очень хорошо владеет языком Мольера, тогда как его знание — один из обязательных критериев получения гражданства.

МИД радуется, что Джордж Клуни стал французом, а представительница министерства внутренних дел выражает сомнение. На фото: министр иностранных дел Франции Барро (слева) и (на втором плане) министр-делегат при главе МВД Мари-Пьер Ведренн. Юрий Сафронов / «Новая газета»

«Я высказываюсь исключительно от своего имени, но, на мой взгляд, существует вопрос справедливости, который является абсолютно принципиальным», — добавила министр-делегат.

Воспользовался ли Джордж Клуни благодаря своей известности «особым порядком» прохождения бюрократических процедур? «Я не могу этого оценить», — ушла от ответа Ведренн.

«Я люблю французскую культуру, ваш язык, хотя после 400 дней занятий я все еще так же плох», — признался Клуни в том же эфире RTL.

Три министра не возражают

К вечеру министр внутренних дел Лоран Нуньес резко дистанцировался от своего министра-делегата, заявив, что никакого «двойного стандарта» нет.

«Мы очень довольны» этими натурализациями, тем более что семья «живет на территории страны», добавил Лоран Нуньес, назвав эту натурализацию «большой удачей» для Франции.

Глава МВД Лоран Нуньес поддержал решение о принятии семьи Клуни во французское гражданство. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Ситуация Джорджа Клуни и его жены «соответствует условиям, установленным законом» для натурализации, добавило министерство иностранных дел.

«Статья 21-21 Гражданского кодекса предусматривает, что французское гражданство может быть предоставлено путем натурализации, по предложению министра иностранных дел, любому иностранцу, который подает соответствующее прошение и который своим выдающимся вкладом способствует международному влиянию Франции и процветанию ее международных экономических связей», — говорится в коммюнике МИДа.

«Они прошли строгую процедуру, включающую проверки служб безопасности, обязательные собеседования в префектуре, а также уплату гербовых сборов. Мы рады приветствовать Джорджа и Амаль Клуни в национальном сообществе», — добавило дипломатическое ведомство.

И отметило «ключевое место», занимаемое Джорджем Клуни «в мировой киноиндустрии», что «не может не способствовать сохранению и продвижению места Франции в этом важном секторе экономики».

Что касается Амаль Клуни, «известного адвоката», то она «регулярно сотрудничает с университетскими учреждениями и международными организациями, базирующимися во Франции».

Высказался и министр экономики Ролан Лескюр — в интервью Le Parisien. «Меня поражает эта полемика на пустом месте», — заявил он. «Тем, что Франция привлекает артиста международного масштаба и адвоката с мировой репутацией, стоит гордиться. Добро пожаловать во Францию!»

Трамп и его «посредственные фильмы»

Президент США, неистовый Дональд, по-своему «поприветствовал» натурализацию четы Клуни. Тем более что актер давно является заметным сторонником демократического лагеря.

«Отличная новость! Джордж и Амаль Клуни — двое из худших политических прогнозистов всех времен — официально стали гражданами Франции», — написал Трамп в своей соцсети с кристальным именем «Правда», добавив, не приведя, конечно, никаких доказательств, что Франция «к сожалению, сейчас сталкивается с серьезной проблемой преступности из-за их совершенно ужасного управления иммиграцией». И заверив, что у французов теперь все «примерно так же, как это было» при «Сонном Джо Байдене» в США.

И если Байден — сонный (что нормально для его возраста), то Клуни, по мнению Трампа (которому, кажется, тоже иногда лучше было бы поспать, оставив мир в покое), — «вовсе не кинозвезда, а просто заурядный тип, который постоянно жалуется на здравый смысл в политике» и который «получил больше известности за политическую деятельность, чем за свои очень немногие и полностью посредственные фильмы».

«MAKE AMERICA GREAT AGAIN!» — оригинально закончил Трамп свою тираду.

Ответ из Прованса

В ответ на нападки Трампа политически активный «заурядный тип» Клуни был краток. В комментарии, переданном американским изданиям Variety и The Hollywood Reporter 1 января, актер похвалил слоган Make America great again (впрочем, без использования капслока) и заявил, что «полностью согласен с нынешним президентом». «Мы должны вернуть Америке ее величие. Мы начнем в ноябре», — добавил он, намекая, для начала, на предстоящие выборы в Конгресс США (midterms), на которых трамписты рискуют проиграть.

Пока не известно, не готовится ли по случаю столь дерзкого ответа тайная высадка подразделения Delta Force на территории виноградника в Бриньоле.

Поместье Клуни в Бриньоле. Фото из открытых источников

Новые правила

Что касается внутренней полемики во Франции, то она идет в момент вступления в силу, с 1 января 2026 года, новых тестов для иностранцев, желающих надолго обосноваться в стране.

Начиная с 2026 года кандидаты на натурализацию должны будут сдавать два обязательных экзамена, оба — платных. Первый — «гражданский»; он представляет собой цифровой тест из 40 вопросов продолжительностью 45 минут. Экзамен охватывает пять тематических блоков: «принципы и ценности Республики», «права и обязанности жизни во Франции», «институциональная и политическая система», «история, география и культура», а также «жизнь французского общества».

Второй экзамен предназначен для подтверждения продвинутого уровня владения языком (уровень B2). У Клуни его явно нет, 

так что его решение подать на гражданство задолго до 01.01.2026 опровергает — по крайней мере, частично — низкую оценку Трампа относительно талантов актера в области анализа и прогнозирования.

Еще один желающий

Соотечественник Клуни, режиссер Джим Джармуш, в пятницу в эфире France Info тоже объявил о намерении подать прошение о получении французского гражданства. 

«Я хотел бы иметь еще одно место, где мог бы укрыться от Соединенных Штатов».

«Я действительно собираюсь подать заявление, процедура идет», — добавил Джармуш. «А кроме того, Франция, Париж, французская культура очень глубоко во мне. Это у меня внутри: французская поэзия, сюрреализм, живопись, литература. Все это всегда оказывало на меня влияние. Прежде всего — французское кино», — пояснил актер, натурализация которого может пройти уже не так гладко, с учетом «прецедента Клуни».

Словно чувствуя неладное, знаменитый режиссер наперед ищет «смягчающие обстоятельства».

«Думаю, для меня было бы большой честью получить французский паспорт», — говорит он, заверяя, заявил Джармуш, уточнив, что отныне намерен снимать все свои следующие фильмы во Франции.

Сейчас режиссер находится в стране своей мечты о Франции в рамках продвижения (тоже своего) фильма Father Mother Sister Brother, который выйдет в прокат 7 января и в сентябре получившего в «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале.