«Борьбой с коррупцией» этот эпизод может показаться только в том случае, если не обращать внимание на «большую картину» — укрепление позиций молодой команды премьер-министра Ираклия Кобахидзе и выстраивание им стержней своей власти: без коррупции, но с консолидированным авторитаризмом, маргинализацией оппозиции и дальнейшим отмежеванием от западного вектора развития страны, формально все еще считающейся кандидатом в члены ЕС.
Как часто бывает в таких случаях, борьба с коррупцией становится удобным инструментом консолидации власти. Тем более если эта борьба не показная.
Грузинские чиновники в руках Господа
«Я впервые в жизни вхожу для допроса в прокуратуру», — признался журналистам бывший глава Службы государственной безопасности (СГБ) Грузии Григол Лилуашвили, перед тем как получил пропуск в здание.
При этом Лилуашвили не удивило, что у входа его встретили десятки журналистов. Сам он никому ни о чем предварительно не сообщал, кроме своих адвокатов. Но Генеральная прокуратура позаботилась о том, чтобы СМИ были в курсе «допроса в качестве свидетеля» бывшего шефа спецслужбы.
«Последними словами» Лилуашвили еще в качестве свидетеля, а не обвиняемого, стал ответ на вопрос журналиста, ожидает ли он ареста. «Все в руках Господа», — сказал Григол Лилуашвили полностью в традиционном стиле грузинских чиновников разного уровня, сакрально чтящих всевышнего и строящих церкви либо жертвующих на церковные дела параллельно с «предприимчивостью» на бюрократической ниве.
Частью того же перформанса у бюро пропусков Генпрокуратуры стал параллельный ТВ-сигнал из зала для брифингов, куда генеральный прокурор Грузии Георгий Гваракидзе вышел в тот самый момент, когда в одной из комнат допроса Лилуашвили уже предъявляли обвинения в «получении взяток в особо крупном размере» по статье 238 УК Грузии.
Генеральный прокурор Гваракидзе перечислил несколько эпизодов получения взяток Григолом Лилуашвили: в октябре 2022 года тот получил $1 млн от турецкого бизнесмена за лоббирование проекта ветряных электростанций. А в феврале того же года Лилуашвили обогатился на 1,5 млн лари ($558 млн) в обмен на помощь грузинскому бизнесмену в выбивании госзаказов на газификацию населенных пунктов.
Еще один эпизод, рассматриваемый генпрокуратурой, — покровительство Григолом Лилуашвили деятельности так называемых мошеннических кол-центров, сотрудники которых звонили европейским и американским пенсионерам, также банковским вкладчикам, склоняя их к вложению крупных сумм в якобы выгодные инвестиционные проекты.
Генпрокуратура утверждает,