За последние несколько недель в Грузии арестовали либо изобличили в коррупции нескольких ближайших соратников и помощников основателя и почетного председателя правящей партии «Грузинская мечта» миллиардера Бидзины Иванишвили. Обвинение в «незаконных доходах» предъявлено даже экс-премьеру Ираклию Гарибашвили. А на квартире бывшего шефа службы госбезопасности Григола Лилуашвили проведен обыск. Сам Лилуашвили вообще исчез.
Местные эксперты и наблюдатели теряются в догадках, что все это значит: то ли правитель кавказской страны пытается таким образом консолидировать власть, то ли просто не может совладать с подковерной борьбой своих старых сотрудников с новыми — занявшими ныне ключевые посты в правительстве. Борьбой с коррупцией происходящее не называет практически никто. Кроме самих властей.
Кахетинец из Сорбонны
Когда в далеком 2000-м году совладелец успешного банка «Российский кредит» Бидзина Иванишвили вернулся в Грузию и поселился в родном селе Чорвила, он сразу начал собирать свою «грузинскую команду».
Судя по всему, Иванишвили, один из самых успешных грузинских бизнесменов, сыгравший немалую роль в политических перипетиях «лихих девяностых» (в том числе в сохранении власти Борисом Ельциным в ходе президентских выборов 1996 года), уже тогда понял, что с приходом в Кремль Владимира Путина ему, как и многим другим из обоймы российских нуворишей, придется распрощаться с «московской командой» и начать новую жизнь на родине предков.
Одним из самых близких помощников, его «правой рукой» стал Ираклий Гарибашвили — молодой кахетинец (Кахети — винодельческий регион восточной Грузии. — Г. П.), выпускник парижской Сорбонны, блестяще владеющий французским и английским языками. Именно ему в октябре 2011 года Иванишвили, ранее предпочитавший затворнический образ жизни, первому поведал о своих планах начать политическую деятельность, то есть бороться с президентом Михаилом Саакашвили.

Почетный председатель партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» Бидзина Иванишвили на акции в поддержку закона об иноагентах. Фото: AP / TASS
Спустя год, победив на парламентских выборах и приведя к власти основанную им партию «Грузинская мечта» (ГМ), Иванишвили сформировал правительство «антимишистов» (то есть противников Михаила Саакашвили), на несколько месяцев сам возглавил этот кабинет министров, но вскоре ушел в отставку и передал формальную власть в парламентской республике Ираклию Гарибашвили, которому тогда было 33 года. Тот стал самым молодым главой правительства в мире (естественно, за исключением Ким Чен Ына).
В последующем Иванишвили часто «тасовал» команду, выдвигал на пост премьера других сотрудников своей бизнес-империи, но Гарибашвили всегда занимал в ней видное место, став единственным, кому миллиардер дважды доверил пост председателя правительства, а также пост министра обороны.
Ираклий Гарибашвили не просто слыл «доверенным лицом», он на деле был беззаветно верен своему благодетелю. Тем большим было удивление грузин, когда по Тбилиси поползли слухи о неожиданной опале кахетинца, занимавшего в тот момент пост председателя правящей партии.
Ранее на должности премьера его сменил Ираклий Кобахидзе, тоже из молодых и со столь же блестящим европейским образованием.
Шесть с половиной «лямов» в доме
Кобахидзе — человек совершенно иного склада, менее экспрессивный, всегда невозмутимый. Публично он вышел из себя лишь однажды, когда молоденькая журналистка на брифинге назвала его сыном кагэбэшника, имея в виду, что отец Ираклия, Георгий Кобахидзе, стоял у истоков движения за независимость Грузии с конца 1980-х годов прошлого века, а его недоброжелатели бесконечно и бездоказательно сплетничали о его связях с КГБ и Кремлем.
То, что Кобахидзе и Гарибашвили в одной команде не уживутся, многие считали «законом физики», прогнозируя неминуемый конфликт. Однако действительность превзошла все ожидания: сначала Гарибашвили подал в отставку с поста председателя правящей партии, ни разу в своем заявлении не упомянув и впервые не поблагодарив почетного председателя партии — Бидзину Иванишвили. Он сообщил о завершении политической деятельности и уходе из политики. Судя по всему, Гарибашвили уже знал о подготовке обвинений и интересе к его доходам со стороны службы государственной безопасности (СГБ) страны.
Уже через несколько недель официальный представитель СГБ сообщил журналистам, что в тбилисском доме Ираклия Гарибашвили и в кахетинском доме его отца проведены обыски. Изьято… 6,5 миллиона, причем не лари, а долларов.
Стодолларовыми купюрами. СГБ объяснила, что вся сумма является незаконными доходами, причем Гарибашвили признал вину на первом же допросе. Соответственно, прокуратура не стала требовать его ареста, ограничившись крупным залогом в виде квартиры.
Суть обвинения в том, что, занимая пост премьера, Гарибашвили продолжал получать доходы с винного бизнеса, но публично не декларировал эти средства в декларациях государственного служащего, хотя и платил с них налоги. Если Гарибашвили признают виновным, ему грозит до девяти лет лишения свободы.

Григол Лилуашвили. Фото: википедия
Одновременно СГБ провела обыск в доме бывшего главы этой службы, Григола Лилуашвили, а также экс-генерального прокурора Отара Парцхаладзе, который несколько лет назад уехал в Москву и принял фамилию Романов, хотя и сохранил связи с грузинскими бизнес-кругами.
Интересно, что против Лилуашвили и Парцхаладзе никаких обвинений пока не выдвинуто, а обыски, как объяснили в СГБ, проведены в рамках широкого уголовного дела о коррупции.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Вместе с тем, если местонахождение Романова-Парцхаладзе известно (он живет в Москве), то Лилуашвили попросту исчез. Его не могут найти ни по одному адресу, а ведь совсем недавно он считался «глазами и ушами» фактического руководителя Грузии.

Отар Парцхаладзе. Фото: apa.az
Исчезновение Лилуашвили по стилю напоминает советскую практику хрущевско-брежневского периода, когда чиновников и партийных бонз уже не расстреливали, но «видные деятели партии» вдруг исчезали из публичного пространства, а официоз ограничивался сухим и туманным сообщением о неких обнаруженных «нарушениях».
Богатый десантник
Еще одной влиятельной персоной, попавшей в сеть антикоррупционных усилий СГБ, оказался бывший министр обороны Грузии Джуаншер Бурчуладзе. Он запомнился общественности тем, что вместе с десантниками прыгал с парашютом. Перед телекамерами, естественно.

Джуаншер Бурчуладзе. Фото: википедия
Но следователи СГБ и прокуратуры утверждают, что Бурчуладзе «десантировался» еще и на уютную виллу в Испании, купленную после крупной аферы с закупкой медицинского оборудования для клиники МО. В отличие от Лилуашвили и Гарибашвили, экс-министра обороны уже посадили, хотя тот не признает вины и пытается свалить ответственность на своих подчиненных.
Явная компанейскость арестов и обвинений заставляет местных наблюдателей искать логическую нить для ответа на сакраментальный вопрос «с чего бы это?». Если отбросить примитивно-конспирологические версии, существует два взгляда на проблему.
С одной стороны, ментальность миллиардера, который рассматривает целую страну как часть своего бизнес-проекта, а государственный бюджет — как собственное достояние, переданное им на общественное благо. Например, замечательный дендрарий в регионе Гурия с баобабами, привезенными по морю из Африки, созданный на личные средства миллиардера, открыт им для общественности и называется «Сад Иванишвили».
Именно поэтому олигарх рассматривает коррупцию в государстве, о судьбе которого отечески радеет, как кражу у него самого, как преступление против себя. Поэтому сурово наказывает «воров», какими бы близкими они не были раньше и невзирая на их «прошлые заслуги».
Впрочем, есть еще одна теория, согласно которой происходящее сейчас в грузинских верхах — не что иное, как проявление «аппаратной», клановой борьбы двух или нескольких элитных группировок.

Мамука Мдинарадзе. Фото: википедия
Если верить данной теории, премьер-министр Кобахидзе и его ставленник на посту нового главы СГБ Мамука Мдинарадзе пытаются тем самым консолидировать власть — пройтись огнем по всей бюрократической вертикали и поставить реального руководителя страны перед свершившимся фактом, когда тот уже попросту не сможет остановить антикоррупционный каток без политического ущерба для себя.
Ведь «зрелище» наряду с «хлебом» роста грузинской экономики (во многом благодаря российским мигрантам) разворачивается на фоне непрекращающегося движения протеста за европейское будущее страны.
Об этой связи и развитии самого движения, а также о системно репрессивных ответах на него со стороны властей скоро читайте в «Новой газете».
Тбилиси
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

