Комментарий · Культура

Прохождение прохождения

Про книгу Дмитрия Быкова* «Квартал», про то, зачем нужна культура после февраля, и вообще про смысл жизни

Дмитрий Быков. Фото: соцсети

(18+) НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БЫКОВА ДМИТРИЯ ЛЬВОВИЧА.

Это не рецензия, не отзыв, не биографический очерк, не панегирик, не письмо и не исповедь. Этот текст — косвенное и, может быть, не очень убедительное высказывание на популярную в последние четыре года тему о том, какая польза от культуры, которая не умеет останавливать войны. Еще это воспоминание о романе «Квартал. Прохождение», опубликованном давно, но по-прежнему полезном для перечитывания. А еще это поздравление с днем рождения настолько масштабной во всех отношениях личности, что ее пустующее место на российском книжном рынке за четыре прошедших года никому не удалось ни прикрыть, ни занять.

Короче, это прохождение прохождения, что бы под этим ни подразумевалось.

Пролог

Главный герой этого текста — вы, читатель. Да, вы, вы, потому что кому интересно читать очередную окологолливудскую историю про путь героя-ученика к вершинам, с которых взирает на него со спокойным ехидством герой-учитель (да к тому же про путь, не проделанный еще и до середины)? А если интересно, пойдите посмотрите лучше что-то вроде «Одержимости» — только той, которая про барабанщика с Джей Кей Симмонсом, а не какую-нибудь другую. А то их много разных, не перепутайте, другие совсем не про это.

Зато всем интересно читать про самих себя. А еще про то, как культура — та самая, которая вместе со всеми ее Гете и Пушкиными не способна спасти страны, впадающие в дикость, — как вот эта самая культура, оказывающаяся на практике бесполезной и беспомощной, на самом деле очень полезна и способна менять судьбы, как русла рек. Просто словами, расставленными в правильном порядке. Умеешь этот порядок находить и расставлять — следовательно, можешь кого-нибудь спасти, вот что интересно.

Поэтому главный герой этого текста — вы, читатель: наверняка и у вас когда-то был или только появляется навигатор, по которому вы преодолели или скоро преодолеете часть жизненного пути. Необязательно это должен быть писатель — вы можете подставить в текст кого угодно: хоть музыканта, хоть хозяина сети пекарен. Это я пишу о Быкове*, потому что, как гласит главный урок писательского мастерства, который он преподает личным примером, «всегда надо говорить о самом себе — и только тогда есть шанс сказать что-то обо всем человечестве». И если вы сможете все правильно расставить, если у вас достаточно хорошая память, чтобы вспомнить весь свой «путь героя» в деталях, или просто хорошее воображение, позволяющее живо представить то, чего с вами никогда не было, то и текст будет хороший. А если нет — ну читайте его как рецензию на хорошие книги одного великого писателя. Или исключительно как размышление о практической пользе культуры. Или не читайте вообще — все равно вы прожили не ту жизнь. А если вы сами — автор этих хороших книг, то с днем рождения вас, Дмитрий Львович!

Любая дата любого года (для начала)

Сегодня вам 16 лет. Не в смысле день рождения — вам и вчера было шестнадцать, просто именно сегодня, когда вы в очередной раз прогуливаете школу в надежде, что мама опять согласится написать записку «по причине плохого самочувствия», вы листаете ленту с лекциями по литературе в ютубе (или что там у вас сегодня не заблокировано) и натыкаетесь на ту самую, которая изменит вашу жизнь. Но вы об этом еще не знаете, если не заглянули в конец текста, а если даже и заглянули, все равно вам там, в конце, пока делать нечего, потому что сейчас вы оттуда ничего не поймете. Кликаете, слушаете.

В моем случае это была лекция по «Москве — Петушкам» — предположим, что и у вас (какое совпадение) тоже выпала она: та, где масштабный во всех отношениях известный писатель, про которого вы еще никогда не слышали, рассказывает, что другой писатель Ерофеев многое позаимствовал у Гоголя, тоже писателя, а заодно и у слепого поэта Гомера. Никакого писателя Ерофеева вы, естественно, не знаете — хорошо, если знаете хотя бы слепого Гомера. В целом ваши познания в литературе весьма ограниченны (собственно, Гоголем), хотя в классе вас почему-то считают начитанным — удивительно, как вам вообще удается сохранять имидж умника, когда вы целыми днями читаете одного «Гарри Поттера» и больше ничего. Ну и что, что в оригинале.

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Итак, вы слушаете про «Москву — Петушки». Ничего не понимаете — естественно, вы же никаких «Петушков» не читали и Ерофеева не знаете. Но сам факт того, что можно вот так вот взять и связать неизвестного Веничку с Гоголем, а того — с каким-то древнегреческим дедом, — это же ну просто ну!

Срочно бежите читать «Петушки». Что? Во Владимирской епархии РПЦ заявили, что эта поэма «искажает национальную идентичность, низводя ее до примитивного, убогого состояния; культивирует уныние, отчаяние и насмешку над институтами общества и государства, а также дает кощунственное представление о Боге»? А я говорила не заглядывать в конец текста! Но не хотите — не читайте. Тогда вы вообще ничего не поймете.

Тем, кто все-таки прочитал: восхищаетесь лектором дальше. Идете в «Википедию» (если еще не заблокирована), читаете все длинное тамошнее жизнеописание. Целиком, да. А нашему сюжету все равно, знаете вы, что такое протесты на Болотной и координационный совет оппозиции, или нет!

И не надо оправдываться, что вы учитесь в школе, в которой маршировать на смотрах строя и петь на всех концертах песню «Россия, мы дети твои» было нормой, еще когда во всей стране это не стало мейнстримом. И не надо говорить, что у всех членов вашей семьи с утра до вечера включен телевизор, где стрельба перебивается ором в какой-то очередной студии и где бои на Донбассе плавно перетекают в репортажи из Сирии, а все свое детство вы вынуждены проводить на фоне какой-то бесконечной чужой войны, которую почему-то обязаны считать своей. Не надо тут этих оправданий — идете, говорю, в «Википедию» и читаете жизнеописание масштабной личности. Оказывается, оппозиционер. Запоминаем, при дальнейшем прохождении пригодится.

1 сентября

Первый более-менее сознательный день вашей жизни. При желании можете спросить себя, где вы были предыдущие восемнадцать. Вопрос риторический, над ответом можете подумать в самые унылые и темные часы темных общажных ночей. Первый день на факультете. Факультет вы выбирали тоже полубессознательно: не имея ни малейшего представления, чего хотите от жизни и чего жизнь хочет от вас, вы пошли все в ту же «Википедию» и посмотрели, где учился тот самый масштабный во всех отношениях лектор. Оказывается, на журфаке МГУ. Вот вы на журфак МГУ документы и принесли.

К тому времени вы о масштабной личности знаете уже много — все-таки нечто журналистское в вас было всегда. Выяснилось, например, что личность — еще и поэт, и вы не поленились, пошли все в тот же ютуб (или что там у вас не заблокировано) и послушали несколько творческих вечеров. Ничего не поняли — естественно, с вашим-то кругозором. Но сам факт того, что можно вот так вот взять слова и вот этак их расставить — это же ну просто ну! Делаете вывод, что масштабная личность — гений.

Потом оказывается, что он еще и журналист. 

Вы начали читать все издания, где он печатается, — ничего не поняли. Но понравилась одна газета — и вы решили, что когда-нибудь вот вырасту большой, и будут в ней мои тексты стоять рядом с его. Подумали, запомнили, в дальнейшем пригодится.

Потом оказывается, что он еще и писатель. Вы пошли и нашли какой-нибудь его роман. Сейчас это, конечно, проблематично, места знать надо, но на то мы игру и проходим: вы вообще видели где-нибудь хорошие игры без сложных задач? Так что идите ищите роман, мы подождем.

…Нашли? Отлично, у вас достижение «обход цензуры» — очень пригодится в дальнейшем.

Открыли роман, прочитали. В моем случае это было «ЖД» — предположим, что и у вас тоже. Поняли вы там еще меньше, чем во всех предыдущих текстах масштабной личности. Но все-таки вы не умственно отсталый, и поэтому история о том, как большая холодная страна, холодная добрая страна оказывается завоевана изнутри, кое-что объяснила вам насчет того, почему в телевизоре все время стреляют.

К тому же к первому сентября вы уже перерыли весь доступный интернет и переслушали все открытые и бесплатные записи лекций масштабной личности. Осознали всю ничтожность своего культурного бэкграунда, устыдились. Пошли читать все упоминаемые в лекциях тексты. Осилили одну десятитысячную процента — но хоть что-то. Выиграли первый «всерос» — Всероссийскую олимпиаду по литературе, позволяющую поступать в любой вуз без экзаменов (точнее, это раньше позволявшую, а теперь все места заняты детьми участников СВО. Но бывают ли хорошие игры без сложных задач?)

Да, вот так вот: всяких там москвичей годами готовят, командами, а вас никто не готовил, и, кроме масштабной личности с его лекциями и текстами, у вас никогошеньки нет. Но масштабная личность — она и не такое может. Короче, вы выиграли. А через год (для закрепления эффекта) — еще раз. Но через год вы уже и тексты масштабной личности почти все перечитали, уже и фразы строите так же — еще бы не выиграли. Личность на вас столько виртуального времени потратила — зря, что ли. В общем, приходите вы на факультет, где личность училась. И на кафедру ту же — но это уже результат свободного выбора. И научрук у вас оказывается один, он же зав — Богомолов Николай Алексеевич. Но это уж совсем случайность.

Фото: Юлия Морозова / ТАСС

7 сентября

Сегодня великий день в вашей журналистской карьере — вас впервые отправили писать репортаж с книжной ярмарки. Богомолов и отправил. Потом окажется, что он все поколения студентов туда отправлял, это у него было что-то вроде боевого крещения первокурсника. А еще позже выяснится, что вам после этого большую часть профессиональной жизни по этим ярмаркам таскаться как проклятому и репортажи с них со всех писать, вы ж на книжках специализируетесь. Но это все потом, а сегодня первое настоящее задание и вы впервые видите масштабную личность живьем.

Но сначала у вас поточная богомоловская лекция. Была бы, будь Николай Алексеевич жив. Но его нет, а заменить некем, так что просто представляйте, как над маленькими, сидящими в первом ряду вами возвышается мощная фигура столпа русского литературоведения и рассказывает о «Москве — Петушках», тоном библейского пророка вопрошая на весь амфитеатр: «Да знаете ли вы, что такое ёрш?!» После лекции уезжаете на ярмарочную презентацию романа «Июнь» с чувством глубокой закономерности происходящего.

Автор сильно опаздывает, а придя, сразу предлагает начать с вопросов по теме. Вокруг него — полпавильона почитателей, не протолкнуться, и на автограф-сессию вы не остаетесь. Автографы — это, знаете ли, для сопливых фанатов, а вы гордый и самодостаточный последователь. И вообще: никогда ничего не просите. Сами предложат. Но и тогда не берите.

7 сентября следующего года

Сегодня вы сидите на постаменте памятника Ломоносову. Все там были, весь журфак сидит на каждой перемене, и смуглый отрок наверняка сидел, вот и вы сидите. Грейтесь на солнце, слушайте возмужавшего отрока, читающего свою же аудиокнигу. В обозримом и недавнем прошлом вышло и печатное переиздание, и аудио романа, который, как вы потом узнаете, у вас с классиком обоих любимый, — переиздание «Квартала». И поскольку вы уже начинаете быть более-менее сознательным читателем и гражданином, вы наконец понимаете кое-что из того, что хотел сказать автор. И поэтому уже можете начинать рецензировать его тексты.

(Перепечатайте следующий текст на компьютере.)

В художественной литературе на всем протяжении ее развития явно прослеживается одно авторское желание — уж не знаю, сознательное или бессознательное: сделать читателя главным героем текста. «Квартал» Дмитрия Быкова прямо с реализации этого желания и начинается: «Главный герой этой книги — вы, читатель», — говорит автор и не врет. Во-первых, потому, что мы вообще не знаем, кто автор. По крайней мере, не должны знать: по тексту это неизвестный, сто раз переведенный с десятого языка писатель-отшельник, который никогда не встречается с прессой. А чье уж там имя стоит на обложке — это отношения к делу не имеет. Во-вторых, книга действительно строится так, что все ее развитие определяет читатель — причем не просто играя в игру, делая выборы и т.п., а буквально живя в ней с 15 июля по 15 октября. Каждый день он должен выполнять определенное задание: иногда — манипуляции с вещами, иногда — с маршрутами, иногда — с собственной памятью, иногда — с самой книгой. Есть, например, такое:

«21 июля

Сегодня мы ссоримся с возлюбленной/возлюбленным.Есть вариант, что у вас нет на данный момент никакой возлюбленной, а есть, допустим, жена. В таком случае мы ссоримся с женой. Есть вариант, что нет жены. В таком случае мы ссоримся с буппи.

Буппи вам понадобится на протяжении «Квартала» неоднократно, поэтому лучше сделать его сейчас. Покупаем воздушный шар, не слишком большой, не слишком дорогой. Наполняем его холодной водой. Завязываем. У нас получился буппи».

Сложно представить, что читатель всерьез будет проходить «Квартал», хотя рассказчик обещает ему в конце обогащение, славу и в целом замечательные перспективы. Скорее всего, читатель все-таки усмехнется с чувством собственного достоинства и будет ехидно перелистывать страницы с выражением «ага, щас». Но главная особенность книги — та особенность, которая делает ее эталоном жанра interactive fiction (интерактивной литературы, то есть той, в которой развитие сюжета зависит от выбора читателя) — состоит в том, что «Квартал» невозможно не пройти. «Квартал» — это автобиография в жанре прохождения, что само по себе бесконечно красивый ход: пойдите-ка проживите мою жизнь, говорит автор, и тогда поймете, каково это. Но одновременно эту индивидуальность отдельной жизни он стирает, и оказывается, что прохождение любой судьбы, даже если это судьба одного из самых известных писателей России, более-менее одинаково: у всех на свете есть бесполезная вещь, которая вам дорога; полезная вещь, которая вам не нужна; вещь, которая напоминает о детстве; вещь, связанная с вашей ошибкой, и т.п. Родной квартал каждого человека можно расписать так, как это сделано в романе. Каждый ссорился с любимым/любимой, любовался июньским вечером, ходил за хлебом. В общем, «Квартал» невозможно не пройти, даже если вы берете его в руки с выражением «ага, щас». Только занять это может не три месяца, а всю жизнь.

«Квартал» — это книга с точки зрения interactive fiction впечатляющая. Впечатляет она именно тем, что, в отличие от остальных книг в этом жанре, читатель не просто играет в этот текст, не влияет на него через свой выбор, как в сетевой литературе, не становится соавтором через свободную интерпретацию текста, как в любой литературе, особенно постмодернистской. Даже не бродит по тексту, пытаясь разобраться в разных типах повествования, гиперссылках и шрифтах, как, например, в «Доме листьев» Данилевского, хотя и такое в «Квартале» есть (в одной из лекций Дмитрий Быков честно сказал, что многие приемы позаимствовал из «Дома листьев», который переведен на русский и издан опять же благодаря Дмитрию Львовичу. Потом он, правда, добавил, что «Квартал» придуман раньше.) Читатель «Квартала» не взаимодействует с текстом, а живет в нем, хочет он того или нет. И в этом смысле роман, скорее всего, лучшая книга в жанре интерактивной литературы. По крайней мере, самая интерактивная.

24 февраля

Ну эта дата в календаре современной российской истории такая одна. И если вы 24 февраля 2022 года занимались чем-то совсем другим, то ничего не поделаешь: придется представлять, что занимались вы именно тем, что будет описано ниже.

Утром вас будит сообщение от мамы: «*** началась. Я на работу». Начинаете нон-стопом читать новости — часам к десяти над страной закрывается небо, и первая ваша мысль: самолеты из Штатов сюда больше не летают. Пишете (а вы давно уже можете просто взять и написать): 

«Вы не сможете вернуться, да?» Когда-нибудь, отвечает, вернусь.

К тому времени масштабная во всех отношениях личность успевает стать прямым, а не виртуальным учителем и другом. Когда за полгода до защиты диплома умирает от ковида ваш общий научный руководитель, вы сиротливо ползете на одну из открытых лекций в маленьком уютном лектории, собираясь смиренно просить о научном наставничестве.

Еще раньше масштабная личность успевает пережить не менее масштабное покушение на собственную жизнь. И пока она его переживает, вы неделю нервно грызете ногти, скролля новостную ленту с той же интенсивностью, с которой несколько лет спустя будет скроллить ее вся февральская страна. Личность приходит в себя. Ваше религиозное сознание, если оно у вас есть, не без удовлетворения отмечает, что происходит это в Лазареву субботу. Личность приходит в себя, а вы твердо решаете прийти работать в ту газету, где личность печатается, что в скором времени и исполняете.

После того случая личность становится осторожной и давно с подозрением косится на молчаливое существо, таскающееся за ней по всем книжным презентациям и иногда мелькающее в толпе на митингах.

На одном из таких сборищ возле суда вы вообще стоите бок о бок: вы, а за вашей спиной — аж две масштабных во всех отношениях личности, одна из которых будет учителем и другом, а вторая — редактором. Но обе личности об этом еще не знают, и поэтому, когда вы, приползя в уютный лекторий, робко тявкаете «здрасте», тут же приходится тявкать и «я с журфака», что немедленно вызывает у масштабной личности вздох плохо скрытого облегчения, и далее коммуникация выстраивается абсолютно ровно.

Дмитрий Быков. Фото: Влад Докшин

Потом личность, осознавшая вашу бескорыстную любовь к знаниям, разрешает посещать бесплатно все ее лекции, семинары, концерты — и вы впервые оказываетесь в ЦДЛ, где за консервно-советским рестораном располагается такой же зрительный зал. При каждом концерте этот зал набивается битком, и чтобы не занимать чужое место, вы садитесь на шатающийся стул за кулисами. Оттуда прекрасно слышны аккорды мюзикла «Золушка», которые играет на гитаре Иващенко, и вы, уже совсем сознательный журналист, читатель и гражданин, думаете: ну это же просто ну! И приходите к выводу, что автор мюзикла — гений.

Потом выходит первый сборник, куда масштабный во всех отношениях писатель предложил вам написать эссе, и ваш текст стоит там рядом с его. Потеряв остатки небогатого дара устной речи, вы заикаясь просите-таки автограф. Масштабная личность хитро прищуривается и пишет: «Автору от автора». Вы в ответ мрачно вздыхаете и пишете: «Пусть всегда будет возможность вернуться». Дней через пять он улетает, чтобы успеть к началу семестра в американском вузе, где он ведет занятия. Через две недели начинается бесконечный февраль.

16 декабря несколько лет спустя

В стране все еще февраль. За четыре прошедших года (в моем случае — пока четыре, в вашем — считайте сами) масштабную во всех отношениях личность успевают признать «иноагентом», «террористом» и «экстремистом». Иначе говоря, все госнаграды и звания присуждены — чем богаты. Книги, (даже переводы) изъяты, а те, где всего-навсего напечатаны его предисловия или блербы, закутаны в крафт или пленку с плашкой поперек всей обложки. Но купить-то книги все равно можно, и если вы хотите прокачать скиллы, можете в свободное время проходить квест «достань книги «иноагентов» столько, сколько позволят время и силы.

Все четыре года творческая интеллигенция только и спорит о том, спасает ли от чего-нибудь культура или нет и вообще, какой толк от очередной вышедшей книжки или очередных напечатанных слов в столбик. 

О том, можно и имеет ли смысл писать после Освенцима, и все такое подобное. И даже масштабная во всех отношениях личность начинает сомневаться и спрашивает вас, помнят ли еще ее в Москве. За границей-то она востребована, а вот на родине, которая и раньше не особенно умела оценивать масштаб своих личностей, сейчас с мерками, кажется, совсем плохо. Вы думаете над ответом и понимаете, что придется писать многостраничное прохождение.

Любимого «Квартала» тоже уже нигде не достать, но вы как ученик находитесь в привилегированном положении, и книжка у вас всегда под рукой. Садитесь и перечитываете. Внимательно, а не как обычно. Наконец-то понимаете, что все понимаете. Ну или почти все. Точно поняли? Вот теперь можете рецензировать.

(Перепечатайте следующий текст на компьютере.)

Роман «Квартал» — книга про смысл жизни. И содержание этого романа сосредотачивается в единственной фразе из него: в вопросе, который задает автор читателю после длинного рассказа о том, как герой выстраивал долгую, запутанную и, в общем, бесполезную систему отношений между собой, соседями и местами, расположенными в его родном квартале. Автор спрашивает: «Почему нельзя просто сходить за хлебом, а надо вот так выделываться?» И это, в общем, можно поставить эпиграфом к любой жизни и любой деятельности, особенно писательской. Действительно: зачем так выделываться, если можно просто дойти от точки А к точке В? Можно же прожить жизнь спокойно: школа со всеми ее поднятиями флагов и разговорами о важном, любой универ, армия (если не повезло), работа в офисе, две кошки в старости, финал — «вы пришли». Но нет: кому-то ведь вечно надо что-то писать, искать какие-то смыслы, стоять перед дверями судов, за которыми незаконно судят невиновных, выступать против *** Крыма, создавать координационные советы оппозиции, ссориться, выходить из советов и создавать новые, оказываться поэтом в изгнании, продолжать выступать против. Выделываться, в общем. Зачем?

Да потому что только мы сами — вы, читатель — способны сделать себя главным героем собственной жизни. Только вы, читатель, способны наполнить свою жизнь смыслом, сделать из нее текст. У кого — более-менее читаемый, у кого — захватывающий, у кого — тот, который станет классикой. И только сделав хороший текст из собственной жизни, можно наполнить смыслом жизнь кого-то другого. Жизнь только тогда и становится осмысленной, когда живущий ее начинает выделываться — вот что интересно. «Смысл нашей жизни в том, чтобы Богу не было скучно, другого нет и неизвестно», — сказано в «Квартале». Иначе: смысл жизни в том, чтобы автору было не скучно ее писать.

И это при том, что все жизни по большому счету и правда проходятся одинаково. И я, читатель «Квартала», и вы, читатель «Прохождения прохождения», — мы оба в тихом июльском закате обязательно видим в небе паруса. Нам обоим кажется, что за домами нашего квартала, на котором раньше обрывалась Москва, — порт, гавань, краны, прибытие и убытие небесного флота, и даже сейчас, когда за нашими домами бесконечные новые улицы и никаких колхозных полей, мы там видим эти корабли. Так уж устроено прохождение — у всех одинаковое, и главный его подвох в том, что пройти его придется до конца, иначе Автору станет неинтересно.

И вот еще один подвох: проходить этот «Квартал» надо даже тогда, когда все вокруг кажется лотерейным билетом, с которого смотрит на тебя какой-нибудь утконос и говорит: «Ну что, лох? Я тоже лох. Я не утка и не бобер, я переходный вид, идиотское яйценосное млекопитающее». Или еще хуже — продолжать прохождение надо даже тогда, когда жизнь похожа на лотерейный билет с рысью:

«И вот мы покупаем рысь, и спустя пять секунд она уже смотрит на нас, как бы говоря: ну что, лох? Я тоже лох. Со мной случилась однажды такая история. В одном зоопарке сотрудник, который нам вольеры чистил, такой же лох, плохо запер дверцу между мной и тигром. Ну и все — кровь, кишки, клочья меха. Наш лох-уборщик со своей шваброй возвращается, смотрит на это дело, кладет в штаны огромную кучу и бежит к директору. Кранты, скандал, увольнение — так это, значит, он думает, пока бежит, и мучительно на бегу пытается сочинить отмазку. Ну и влетает к директору — а время раннее, серое. «Т-т-там, т-т-там… Там у н-нас… Там ТИГР СЪЕЛ РЫСЬ!» Директор сидит за столом сонный, замученный, пожарные на него наехали, денег нет, все достали, кругом не люди, а звери. Смотрит он на уборщика красными глазами, достает из ящика толстенную книгу учета и помечает, бормоча: «Минус рысь».

Вот про это и «Квартал», вот про это и вся, простите за пафос, русская культура — если не мировая. Про то, что продолжать прохождение надо в самых неприспособленных для этого условиях. И даже больше: пройти это прохождение надо не просто до конца, а так, чтобы ни один лох в этом конце не смог сказать про вас просто «минус рысь» или там «минус вомбат». И автору, масштабному во всех отношениях, такое прохождение прекрасно удается.

* Минюст РФ считает «иноагентом» (в моем прохождении, в вашем — не знаю).