Читали, знаемКультура

Москва ничего не говорит

К столетию со дня рождения Юлия Даниэля. О повести, в которой рассказывается о госпразднике «День открытых убийств»

Москва ничего не говорит

Юлий Даниэль. Источник: Яндекс Дзен

В последнее время о Юлии Даниэле можно даже не напоминать — о нем не забывают. Правда, не забывают, конечно, двоих: Даниэль традиционно идет в связке с Синявским — их судебный процесс вспоминают то по аналогии с процессом над Женей Беркович и Светланой Петрийчук, то в связи с объявлением террористами и экстремистами двух самых известных в России писателей — Бориса Акунина* и Дмитрия Быкова*, — то по отношению к книжной цензуре вообще.

Все это сегодняшнее вызывает ощущение дежавю, потому что все это мы читали и знаем по словам, по статьям и по стихам Синявского–Даниэля. Но сегодня со дня рождения поэта, переводчика, писателя, политзека Даниэля исполняется сто лет — и это повод убрать ненадолго дефис в памяти о его дуэте с Синявским и перечитать «Говорит Москва» и другие его тексты сольно.

Арестовали Даниэля «по совокупности» литературных заслуг — за то, что публиковался в тамиздате под псевдонимом Николай Аржак. О том, что происходило вокруг и во время процесса, наверное, самое полное впечатление (вместе с «Белой книгой», конечно) дает сборник «Цена метафоры», где собраны и тексты обоих арестованных, и письма в их защиту, и письма с проклятиями в их адрес, и репортажи «Известий», и литературоведческие статьи, доказывающие их невиновность, и много чего еще.

Один из самых забавных документов в сборнике — письмо Союза писателей, страшно обидевшегося на то, что Даниэль при вступлении в Союз утверждал, что псевдонимов не имеет.

Но несмотря на совокупность заслуг, «Говорит Москва» Даниэля стала текстом, название которого на процессе звучало, наверное, чаще всего. Это короткая повесть о том, как в стране внезапно объявляют новый государственный праздник — «День открытых убийств». В этот день все взрослое население тогда еще Советской России имеет право безнаказанно убить: хоть надоевшего мужа, хоть вечно делающего ремонт соседа, хоть неудобного писателя. Исключение составляют только работники транспорта и силовики — у них неприкосновенность (когда читаешь, удивляешься, почему неприкосновенность не гарантируется первым лицам, — видимо, подразумевалось, что до них и не дотянутся).

Новость о новом празднике все воспринимают сначала резко — «Это провокация! Это «Голос Америки!*» — но очень быстро смиряются. Планы на День убийств начинают обсуждаться тем же тоном, каким обычно обсуждаются планы на Новый год или на майские, а те, кто возмущался провокационностью указа, моментально находят в нем много здравого и полезного. Причем находят так демонстративно, что герой удивляется: «Но, по-моему, он напрасно испугался: стукачей среди нас вроде не должно было быть». Когда-то эту повесть начитал для радио Сергей Юрский, и в его исполнении эта фраза звучала совсем уж красноречиво: «(Уверенно) Стукачей среди нас… (менее уверенно) вроде… (совсем неуверенно) не должно быть».

Юлий Даниэль после своего освобождения. Дата съемки 1971 год. Фото: russiainphoto.ru

Юлий Даниэль после своего освобождения. Дата съемки 1971 год. Фото: russiainphoto.ru

Короче говоря, происходит то, что сегодня назвали бы — и называют — нормализацией: нормализацией насилия, нормализацией катастрофы. То, что поначалу вызывало шок, отторжение, протест, спустя уже полтора месяца становится настолько нормальным, что может спокойно обсуждаться в постели. Не из-за того даже, что человек ко всему привыкает, а потому просто, что это — указ правительства, данный впроброс между сообщениями о «росте благосостояния» и концертами легкой музыки. И поэтому когда День открытых убийств все-таки наступает, проходит он примерно так:

«Меня сбили с ног. Я упал, и прежде, чем я успел подняться, на меня навалился человек. Он сжал мне горло, но я резко дернулся и высвободил шею. Мы покатились, стукаясь головами о тесаный булыжник, стискивая друг друга и тщетно пытаясь упереться ногами в скользкий, недавно политый камень. Передо мной мелькало голубое небо, пестрота Василия Блаженного, красный мрамор куба и две неподвижные статуи с винтовками, охранявшие мертвецов. Мы покатились к ногам часовых. Здесь мне удалось наконец двинуть его коленом в живот. Он разжал руки, и я вскочил, пошатнулся, наступил на ногу часовому. Мой противник тоже поднялся, и я ударил его в челюсть, раз и еще раз, и он снова упал и пополз, и хотел встать, и руки у него подломились, и он сел, привалясь спиной к мавзолею, и, сплевывая красную слюну, прохрипел:

— Я готов. Бей!

Я поднял валявшийся у парапета пиджак и сказал, задыхаясь:

— Сволочь…

Он ответил:

— По приказу Родины…

Я оглянулся на часовых. Они так же неподвижно стояли, как и три минуты назад, и только один из них, скосив вниз глаза, смотрел на пыльное пятно, оставленное моим каблуком на его начищенном сапоге…»

Герой повести оказывается единственным, кто не готов такому приказу Родины подчиняться — ни умирать по нему, ни убивать.

Все это, конечно же, страшно не понравилось ни следователям, ни судьям, ни патриотично настроенным членам Союза писателей. Метафор — стандартных, неуклюжих, казенных, но от этого не менее ядовитых — ни на Даниэля, ни на Синявского не жалели: выходили статьи то под названием «Перевертыши», то «Наследники Смердякова», где писателей называли «двумя отщепенцами, символом веры для которых стало двуличие и бесстыдство» и которых — и это был, конечно, самый страшный грех — «превозносят на Западе». А следствие, помимо прочего, признало тексты Даниэля вообще и «Говорит Москва» в частности «призывом к террору».

На самом деле, никакого «терроризма» в текстах Даниэля, конечно, не было — а что было, он сам подробно описал в последнем слове перед приговором:

«Я считаю, что каждый член общества отвечает за то, что происходит в обществе. Я не исключаю при этом себя. Я написал «виноваты все», так как не было ответа на вопрос «кто виноват?». Никто никогда не говорил публично — кто же виноват в этих преступлениях…»

Странно спорить с первоисточником, и все-таки сейчас, по прочтении его повестей с временной дистанции, видно, что реплика эта была верна не до конца: и в текстах Даниэля, и вокруг них виноваты не все. Как вряд ли можно назвать виноватым героя, который отказывается от насилия и бросает «сволочь» в лицо прикрывшемуся долгом перед родиной, — так сложно считать виновными всех, кто писал открытые и закрытые письма в их с Синявским поддержку.

Если и виноваты в чем-то Чуковская, Гинзбург, Ахмадулина, Шкловский, Эренбург, Нагибин, Окуджава, Арсений Тарковский, Вячеслав Иванов и очень многие другие, — то только в идеализме и вере в то, что открытые письма еще на что-то могут повлиять. Впрочем, рискну предположить, что каждый из них — как и каждый, кто пытается сейчас писать правозащитные письма или стоять в пикетах, — делали это не только и не столько для политзеков, сколько для самих себя. Потому что вне зависимости от того, поможет кому-то печатное слово или нет, отвечать своей личной совести приходится каждому и постоянно.

Тогда, в разгар следствия, особенно популярным адресатом писем в защиту оказался Шолохов, которому вот-вот должны были вручить Нобелевскую премию.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Его заваливали телеграммами, посланиями, мольбами — к нему обратился даже один из предшественников-нобелиатов Франсуа Мориак: «Если существует товарищество по Нобелевской премии, я умоляю своего знаменитого собрата Шолохова донести нашу просьбу до тех, от кого зависит освобождение Андрея Синявского и Юлия Даниэля».

Юлий Даниэль и Ирина Уварова. Источник: Яндекс Дзен

Юлий Даниэль и Ирина Уварова. Источник: Яндекс Дзен

Все торопились убедить главного писателя в необходимости заступиться за коллег до того, как он уедет на церемонию вручения — потому что это был последний шанс заявить на весь мир о том, что в советской тюрьме сидят двое невиновных, от которых, по определению Вячеслава Иванова, зависит «поступательное движение» русской литературы. Увы: Шолохов молитвам не внял, и в декабре перед Нобелевским комитетом разливал что-то неопределенно-восторженное про «служение народу-герою, который никогда ни на кого не нападал»:

«Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им, отстоять свою свободу и честь, свое право строить себе будущее по собственному выбору».

Потом Шолохов, правда, высказался по поводу коллег определеннее: на XIII Съезде КПСС под бурные и продолжительные аплодисменты рассуждал о том, что в двадцатые годы таких расстреливали, и вообще, приговор им — пять и семь лет исправительно-трудового лагеря — был как-то слишком мягок.

На фоне этого интересно наблюдать теперь за тем, как облагораживают эти темные места шолоховской биографии те, кому Шолохов необходим в качестве иконы. Захар Прилепин, например, в биографии писателя, которая стоит теперь в витринах каждого крупного книжного, написал:

«В ближайшем рассмотрении едва ли Шолохов выглядит правым: он требовал наказания людей, не совершивших, по сути, никакого преступления. При иных обстоятельствах его могли бы точно так же раздавить за «Тихий Дон», — скажем, если бы в давнем противостоянии со Сталиным победила группа Сырцова. Но перспектива выправляет эту картину, — и озирающие руины советского проекта поколения могут смотреть на шолоховскую речь иными глазами.

…Однако засадный полк прогрессивной интеллигенции уже не простит ему ничего».

Как тут не ощущать дежавю. Даже если во время процесса над Даниэлем и Синявским не жил.

Но, наверное, самое важное, что можно сегодня вычитать из «Говорит Москва», — это описание того, чем закончился День открытых убийств. А закончился он просто: все выжившие как ни в чем не бывало собрались на кухне за одним столом. Выпивали, закусывали, поначалу молчали, а потом прорвало: посыпались анекдоты о том, что в этот день пережили, взаимные обвинения, байки. В конце концов герой — тот, который отказался убивать, — вывел в коридор девушку, с которой пришел в гости, и спросил:

«— Ну как, Светлана? Нравится?

— Я не понимаю, Толя. Они действительно были все очень милые, а потом, когда начали про это говорить… Почему они так радуются?

— Они радуются, что уцелели, Светочка.

— Но они же все прятались! Их же, — Светлана запнулась, подыскивая слово, — их же… запугали!

— Запугали? — я взял Светлану за плечи. — Света, вы понимаете?..

Нет, она не понимала. Она не могла понять, что одним этим словом ответила на вопрос, который задавали себе и друг другу миллионы растерявшихся людей. Она, эта девчушка, не могла понять, что стала вровень с государственными мужами, с зоркими пастырями народа, вровень с мудрым шелестом бумаг в затемненных кабинетах, вровень с негромким и почтительным бормотанием референтов, вровень с тем, что так торжественно именуется Державой. Ей казалось, что она выговорила это слово мне, а она нечаянно бросила его в лицо огромным правительственным зданиям, черно-белым гектарам газет, ежедневно устилающих страну, согласному реву общих собраний, навстречу дьявольскому лязганью гусениц, несущих разверстые пасти орудий на праздничные парады».

Юлий Даниэль. Фото: bibliokras.ru

Юлий Даниэль. Фото: bibliokras.ru

«Их запугали» — так, наверное, потом заговорит Москва. И всё всем, конечно, простит, а куда деваться.

Но пока Москва безмолвствует.

* Минюст РФ внес в список «иноагентов».

Этот материал входит в подписку

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow