Комментарий · Культура

Поэтическая фантазия, хулиганский байопик и страстное драмеди

Лучшие российские фильмы 2025-го. Выбор Ларисы Малюковой

Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»

Кадр из фильма «Лермонтов»

«Лермонтов», реж. Бакур Бакурадзе

Редкой образной целостности поэтическая фантазия, прорывающаяся сквозь хрестоматию в спрятанное, скрытое, иррациональное. Про промежуток-просвет между жизнью и смертью гения. Режиссер показывает тактильное, в легкое касание, прощание героя с миром живущих. Случайные разговоры, встречи — обязательные и нет. Ностальгия по жизни. 

Тонкая режиссерская работа и безыскусность в изображении травматичного разворота к неизбежному.

«Ветер», реж. Сергей Члиянц 

Фильм, словно депортировался к нам из 90-х Запоздалый привет от легендарного дуэта Луцика и Саморядова с их мифом о неизбывных страданиях эпической родины.

Редкое сегодня авторское кино большого стиля. Поэтическая постапокалиптика из вселенной Луцика–Саморядова с их архетипическими героями. Но эпические преувеличения, неторопливые законы мифа вдруг обрываются жарким вестерном, где герои, словно персонажи Форда, верят больше пулям, чем людям.

Кадр из фильма «Ветер»

«На выброс», реж. Константин Бронзит

Эко-драмеди, приключенческий триллер с привкусом антиутопии — непривычный жанровый микс в отечественном анимастроении.

Фильм не про осознанное потребление мусора, скорее про нас — растерянных, ждущих своего Джонатана Ливингстона, который укажет дорогу. Но отверженных, выброшенных на свалку, спасет лишь эмпатия друг к другу и солидарность. Вещи как олицетворение лишних, ставших ненужными людей. В дизайне — сочетание точных узнаваемых деталей и образности, взрослой язвительности и праздничного мойдодыровского рисунка. 

Просто, весело и ненатужно о сложных вещах. О печальных вещах. О вечных вещах.

Кадр из анимационного фильма «На выброс»

«Пророк. История Александра Пушкина», реж. Феликс Умаров

Неровный буйный карнавал, хулиганский байопик о солнце русской поэзии. Музыкальная нарядная феерия, расколовшая аудиторию на сторонников и противников. Пушкин в легких туфлях спрыгнул с пьедестала, пританцовывая, спешит к нам в рок-н-рольном мюзикле. Как посмели? Не спросили у старших? Но как спустя почти два века рассказывать про «наше всё», отлитое в бронзе, вызубренное в школе до дыр. 

«Пророк» хотя и кажется легкомысленным интертейментом, палп-фикшном и отрицает увядшие натуралистические тренды и шаблоны, кружит, как и положено в неоромантизме, вокруг личности непреодолимой силы.

Конкретика и символ меняются цилиндрами, свою условность фильм подчеркивает.

Кадр из фильма «Пророк»

«Фейерверки днем», реж. Нина Волова

Семейная трагикомедия и мелодрама про отчий дом. Прощание с домом. Как в «Вишневом саде» или в «Трех сестрах», на которые ссылается картина, дом олицетворяет бесплодные мечты и иллюзии хозяев. И про русское с точки зрения китайца. 

Импрессионистическая драма о конфликте поколений, культур и ценностей. Смешно и грустно — без вранья.

Кадр из фильма «Фейерверки днем»

«День рождения Сидни Люмета», реж. Рауль Гейдаров

Высокотемпературное пульсирующее страстями драмеди. Крепко стоящее на земле реальности и в то же время концентрированно сказочное. Тем удивительней, что во многом это автофикшн. Как грузинский подросток Дато из маленького поселка на юге России режиссером решил стать. И как его бабушка хачапури раскатывает особым образом, словно разбитую семью склеить пытается. Кино не про решимость или преодоление. И даже в меньшей степени про силу мечты. А вот про эту бабушку с руками, испачканными в муке, которые защитят от невзгод и благословят на будущее. 

Кадр из фильма «День рождения Сидни Люмета»

«Картины дружеских связей», реж. Софья Райзман

Портрет поколения тридцатилетних. Настроенческое с приветами «Новой волне» и Хуциеву. Когда дурацкое времяпрепровождение вымещает боль, помогает раскрасить наше черно-белое, обесцвеченное, израненное время. Сшить разорванные связи. Но настоящее рассыпается в колких невозвратных потерях, после которых и в будущее не хочется заглядывать. Да, у всего есть цена, кроме любви. Мы проживаем эту пьесу. Шикарный ансамблевый каст: Александр Паль, Мария Карпова, Евгений Цыганов, Руслан Братов, Игорь Царегородцев, Гоша Токаев.

Кадр из фильма «Картины дружеских связей»

«Над вечным покоем», реж. Светлана Проскурина

Решенная в традиционных красках многослойная драма и картина жизни, в которой мотивы античной шекспировской трагедии и диалектика добра и зла в духе Достоевского спаяны с социальным гротеском нынешней реальности. Проскурина предлагает беспощадный опыт сопереживания отмененной нынешним экраном, да и самим зрителем, трагедии. От Достоевского здесь система двойничества. И безвинная жертва. И две матери, по сути, теряющие своих детей — мать убитого и мать убийцы, готовые вот-вот поменяться местами. Мария Леонова — открытие фильма. За много-много лет первая главная роль. Бесстрашная, глубокая, внимательная

Кадр из фильма «Над вечным покоем»

«Счастлив, когда ты нет», реж. Игорь Марченко

Снова тридцатилетние. Тезки, обладатели универсального имени. Не идеальные и не хотят стремиться… Запутались в личной жизни. «Лох Педальный» и истеричка. Из тех, что и сами себя не любят, хотят быть хуже, и других бить больнее. Где тут ошибка, когда вместе не получается, а порознь — невмоготу. Драмеди в духе Шамирова про неспособность понять, решить, простить, почувствовать другого, особенно того, кто тебя намертво примагничивает. И

про то, что все мы, в том числе не идеальные лохи и запутавшиеся в сети времени истерички, заслуживаем счастья.

Кадр из фильма «Счастлив, когда ты нет»

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.