Традиционно в конце осени — начале зимы лента наполняется списками книг, которые точно нельзя пропустить, на интеллектуальной книжной ярмарке Non/fiction, репортажами с нее, итогами. И если сначала ярмарочный шум чаще звучал в конце ноября, то к концу десятых годов утвердился окончательно на последнем месяце в году — ближе к праздникам, когда Москва украшена гирляндами и шариками и везде горят огни. И если почитать отзывы посетителей ярмарки, то от «теплых встреч» и прочей сахарной ваты пальцы прилипнут к экрану.
Хотя, бесспорно, ярмарка, фестиваль и презентация книги — это по-прежнему одна из немногих возможностей встретиться издателям, авторам, читателям, критикам. Возможность увидеть лица друг друга, поговорить, сверить часы. Для небольших независимых издательств сейчас это почти единственная возможность продать книги напрямую и закрыть долги. Впрочем, такая развиртуализация — это еще и встреча с развиртуализированной властью (государственной или властью культурных институций), что может быть не всегда приятно.
Уже четверть века нонфик — крупнейшее событие книжного мира в России (и, судя по длине очереди, до сих пор ни с чем не сравнимое), и масштаб его не уменьшило даже дробление надвое: на весенний и зимний Non/fiction. Но в 2025 году весь шум вокруг зимней книжной ярмарки производит особенно странное впечатление.