Колонка · Общество

Акт юридической географии

Стереть все следы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод — такое решение принял пленум Верховного суда

Леонид Никитинский, обозреватель «Новой»

Фото: Софья Сандурская / ТАСС

9 декабря, ровно накануне Дня прав человека и традиционной встречи президента с членами СПЧ, Пленум Верховного суда РФ принял постановление о признании утратившим силу своего же постановления от 27 июня 2013 года «О применении судами Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней».

Речь о Европейской конвенции, на основании которой принимает решения Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) и которая фактически была денонсирована РФ в марте 2022 года. Еще до этого, в июле 2015 года, Конституционный суд признал неприменимыми в РФ решения ЕСПЧ, если они противоречат российской Конституции. Многие решения исполнялись только в части выплаты компенсации выигравшим дело, но не в форме пересмотра дел судами РФ и тем более внесения законодательных изменений на национальном уровне.

Нынешнее постановление Пленума ВС старательно вымарывает все ссылки на Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а также ссылки на решения ЕСПЧ из всех своих прежних документов.

Вместе с тем в большинстве поправок ссылки на Европейскую Конвенцию заменяются ссылками на Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года. Пакт содержит тот же набор политических прав и свобод, которые были зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и вплоть до последнего времени считались сами собой разумеющимися.

В ООН действует Совет по правам человека, Управление Верховного комиссара по правам человека, в рамках Комитета по правам человека ООН формируются комиссии по конкретным вопросам и жалобам и назначаются спецдокладчики. Эти специальные процедуры едва ли не более болезненны для стран-участников, чем решения Европейского суда. Обязательная сила решений Комитета по правам человека остается предметом обсуждения, но Конституционный и Верховный суды РФ в прошлом не раз подтверждали их юридическую силу (последнее решение об этом было принято Верховным судом в апреле текущего года).

РФ дорожит своим членством в ООН: благодаря представленности государств Ближнего и Дальнего Востока и Африки, где отношение к правам человека также отлично от европейского, она может в значительной мере контролировать вопросы, связанные с соблюдением прав человека.

Постановление Пленума Верховного суда от 9 декабря № 33, принятое спустя почти четыре года после выхода РФ из Совета Европы, — акт скорее политический, нежели правовой. Вы спрашивали, какую линию будет проводить новый председатель Верховного суда Игорь Краснов. Рассмотренное постановление дает частичный ответ на этот вопрос.