— Ваша карьера как кинокомпозитора началась с культового фильма «Страна глухих» Валерия Тодоровского. Как вы стали частью этого проекта?
— В то время я совершенно не понимал, что такое музыка для кино. Да и самого кино почти не было — все в стране обрушилось. Это были 1997–1998 годы: ничего толком не происходило, наступил экономический коллапс. Я занимался собственной музыкальной карьерой, у меня уже был ансамбль «4’33». Были какие-то небольшие истории: одна английская режиссерка, снимавшая короткий метр в Москве, попросила меня написать музыку; затем была еще одна студенческая работа.
Первые серьезные кинематографические шаги я стал делать, когда мне предложили озвучить немой фильм в рамках фестиваля «Берлин — Москва». Мне разрешили выбирать самому, и я взялся за «Метрополис» Фрица Ланга, написав двухчасовую партитуру. Даже не представляю, как справился, — ведь до этого я за всю жизнь написал меньше музыки, чем для этого фильма.
Этот опыт позже повторился на телевидении: моей задачей было написать новую партитуру для классики советского немого кино — это был «Дом на Трубной» Бориса Барнета. Тогда телевидение было другим и позволяло себе подобные эксперименты. Уже после этого я попал к Валерию Тодоровскому. И здесь спасибо человеку, который тогда был буквально подростком, а сейчас — известный продюсер, Петру Анурову. Я принес ему кассету со своей музыкой — так наше сотрудничество и началось.
— Фильм имел успех как в России, так и за рубежом, он дошел до Берлинского кинофестиваля. Эта волна подтолкнула вас продолжить карьеру в кино?
— Это было органическое решение: пришел один заказ — затем другой. Но все складывалось не так радужно. «Страна глухих» вышла — и практически сразу случился кризис 1998 года. Все встало. Работы не было: не было фильмов, звонков, никто не предлагал мне срочно писать множество новых саундтреков. К счастью, у меня была моя группа «4`33». Мы вместе играли музыку к «Метрополису» и записывали саундтреки ко всем последующим проектам вплоть до сериала «Каменская». Это дало возможность в те сложные времена выступать, так как мы были на слуху. Публика начала понемногу ходить на концерты.