Депутата Лугового раздражает Соловецкий камень на Лубянской площади, установленный там в память о жертвах сталинских репрессий. Он требует убрать его и вернуть Феликса Дзержинского. Из парка «Музеон» исчезла скульптурная композиция «Вожди и жертвы», посвященная той же теме: по официальной версии, отправлена на реставрацию. Однако вернется ли она на место, неизвестно: год назад власти «из-за нарушений требований пожарной безопасности» закрыли Музей истории ГУЛАГа и не открыли до сих пор. На этом фоне в храме Христа Спасителя проходит выставка, посвященная 600-летию Соловецкого монастыря, из которого большевики сделали первый лагерь для политзаключенных.
Но о периоде репрессий и жертвах на выставке не сказано ни слова.
Выставка организована Музеями Московского Кремля. Она небольшая — два-три десятка экспонатов — и проходит в подвальных помещениях, рядом с нижним храмом. При этом статусная: при открытии присутствовали патриарх Кирилл со своими викарием и личным секретарем, вице-премьер Дмитрий Чернышенко, губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с общественностью и СМИ Владимир Легойда, наместник Соловецкого монастыря и директор государственного музея-заповедника епископ Озерский Порфирий (Шутов), представители музейного сообщества, Минкульта, «Норильского никеля», «РЖД» и другие официальные лица.
Глава РПЦ в своей речи благодарил Музеи Московского Кремля за сохранность монастырских ценностей — икон, предметов церковного убранства и шитья, ювелирного искусства, жалованных грамот. Призвал относиться к ним не только как к художественным экспонатам, но и как к православным реликвиям. Иконы и вещи и правда намоленные — и Соловецкий монастырь заслуживает того, чтобы, глядя на них, вспомнить его историю без купюр.
«Иноагентка» Марфа-посадница
Иконы XVI века в окладе с ликом преподобного Савватия Соловецкого открывают выставку. Савватий — настоящий монах и православный святой: обосновался в Кирилло-Белозерском монастыре, но тамошние порядки показались ему недостаточно жесткими. Узнав о более строгом уставе Валаамского монастыря, ушел туда, но и Валаам ему показался недостаточно аскетичным. В итоге он отправился на необитаемый остров тогда еще безымянного архипелага, чтобы проводить время в уединенных молитвах. По пути на Соловки Савватий встретил отшельника — инока Германа. Они и считаются первыми поселенцами Соловецкой обители.