Новый председатель Верховного суда РФ Игорь Краснов решил лично участвовать в ноябрьском заседании Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС), членом которой по статусу он не является. Это было связано, вероятно, с принципиальностью вопросов, вынесенных на заседание 24–28 ноября. Краснов, при котором ВККС заседала впервые, выступил перед ее членами: «Коррупция, злоупотребления, умышленное искажение принципов правосудия должны встречать жесткую и однозначную реакцию» (со стороны федеральной и региональных квалификационных коллегий).
Можно сказать, что к выполнению этих установок ВККС приступила немедленно. Она удовлетворила ходатайства председателя СК РФ Александра Бастрыкина и дала согласие на привлечение к уголовной ответственности и/или арест шестерых судей, в том числе председателя Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, заместителя председателя Ленинского районного суда города Курска и других. Во всех случаях речь шла о преступлениях коррупционной направленности.
«С учетом мнения главы Верховного суда» ВККС не одобрила для представления президенту кандидатуры, которые ранее были рекомендованы на должности председателей Калужского областного суда и Арбитражного суда Республики Дагестан. Еще ряд претендентов на председательские кресла сочли за благо снять свои кандидатуры. Это беспрецедентные решения: до сих пор кандидаты на должности председателей судов обсуждались с руководством Верховного суда заранее, без чего в ВККС никто даже не совался.
Наиболее принципиальный и скользкий вопрос — о прекращении статуса судьи в отставке экс-председателя Краснодарского краевого суда Александра Чернова — был рассмотрен «под занавес» вечером 27 ноября. Это не равнозначно согласию ВККС на возбуждение против Чернова уголовного дела, но вместе со статусом судья лишается и гарантий неприкосновенности. Чернов также потерял право на льготы и пожизненное содержание в виде 80 процентов оклада на последней должности, хотя он вправе обратиться за обычной пенсией по возрасту.
Ранее, в августе, Красногорский городской суд Московской области, куда так называемый антикоррупционный иск был передан для объективного рассмотрения, изъял в пользу государства активы Чернова на сумму порядка 13 млрд рублей в виде земельных участков, объектов недвижимости и денежных счетов. Такая же судьба постигла имущество председателя Верховного суда Адыгеи Аслана Трахова и судьи Верховного суда, экс-председателя Совета судей РФ Виктора Момотова — это означает, что они также могут быть лишены неприкосновенности на следующих заседаниях ВККС.
Решение о возбуждении уголовного дела против Чернова вправе теперь принять не только глава Следственного комитета РФ, но и управление СК по Краснодарскому краю. Но применить к нему меру пресечения будет возможно только в случае возвращения в Россию. По сообщениям ТАСС, экс-председатель Краснодарского краевого суда выехал за рубеж, где уже давно находится его бывший заместитель, «золотая судья» Елена Хахалева.
Представитель Чернова в ВККС пояснил, что после лечения от тяжелого заболевания тот проходит реабилитацию на Кипре. В случае возбуждения уголовного дела СК РФ сможет потребовать экстрадиции Чернова, или уголовное дело против него будет расследоваться и рассматриваться заочно.
Если обратиться к неформальной стороне, то
у Чернова есть чем поторговаться: на курортах Краснодарского края любило отдыхать руководство судов других субъектов федерации, а также Верховного суда РФ. Да и объекты недвижимости в крае могут обнаружиться не только у Чернова и Момотова.
Так что отсутствие Чернова в России устраивает многих, особенно в судебных и «правоохранительных» органах.
В то же время, в случае вынесения Чернову очного или заочного обвинительного приговора и вступления его в силу, истцы и ответчики, проигравшие свои споры, в том числе связанные с землей и недвижимостью, могут поставить вопрос об отмене соответствующих судебных решений, вынесенных начиная с 1994 года (когда Чернов возглавил краевой суд). А это означало бы целую революцию на юге России со всеми сопутствующими ей последствиями.
За неделю до заседания ВККС, 14 ноября, внеочередное заседание Совета судей РФ, собранное по инициативе Краснова, приняло решение об увольнении генерального директора Судебного департамента при Верховном суде Владислава Иванова, который занял этот пост при председательстве скончавшейся в июле Ирины Подносовой. Иванов сменил Александра Гусева, который возглавлял судебный департамент с 2000 по 2024 год. Департамент отвечает за материальное обеспечение судов и судей, включая транспорт, жилье и инфраструктуру для лечения и отдыха, за строительство и ремонт зданий судов, которых при Гусеве только на уровне субъектов федерации были построены десятки. По сведениям «Российской газеты», в 2024 году бюджет судебного департамента составил 334 млрд рублей.
Антикоррупционный аспект принятых решений несомненен, хотя они могли быть продиктованы и другими мотивами, в частности желанием Игоря Краснова взять судебную «вертикаль» под более плотный контроль. Дело в том, что нижестоящие суды абсолютно послушны только в делах с политической составляющей, а если речь идет об имущественных спорах, некоторые судьи перестали учитывать интересы «кураторов».