Сюжеты · Экономика

Стоп игра

Законодательная власть Петербурга — за введение «постоплаты» за парковку, исполнительная — против

Фото: Валентин Антонов / ТАСС

Месяц назад «Новая газета» рассказывала о том, что в Министерстве транспорта РФ прорабатывается предложение о разрешении «постоплаты» платной парковки — возможности водителей оплатить парковку не в течение какого-то очень небольшого временного периода, а до конца текущих суток. И не рисковать штрафами в случае минимальной задержки, вызванной, в том числе, и независящими от водителя техническими причинами.

Возможно, пока Минтранс прорабатывает вопрос, в Петербурге предложение реализуют — 24 ноября комиссия Законодательного собрания по транспорту его одобрила.

Исполнительная власть, правда, против — что неудивительно. Но на сей раз, возможно, ее возражения смогут преодолеть.

…Проект городского закона о «постоплате» на комиссии представляли его авторы из «Яблока». Глава фракции Александр Шишлов сообщил коллегам, что, по данным комитета по транспорту, из-за несвоевременной оплаты парковки к административной ответственности в 2024 году были привлечены более 810 тысяч человек, а за первые пять месяцев 2025 года — более 378 тысяч. При этом количество обжалованных и отмененных постановлений о штрафах исчисляется десятками тысяч — огромное количество времени и ресурсов потрачено впустую.

Александр Шишлов. Фото: соцсети

Шишлов сказал, что фракция предлагает сделать этот порядок более удобным для пользователей и не превращать сотни тысяч водителей в правонарушителей, разрешив «постоплату» парковки до конца текущих суток. По примеру Москвы, где действует аналогичный порядок. Сейчас же парковку надо оплатить в течение 15 минут после размещения машины, а после окончания оплаченного времени — покинуть «парковочное место» в течение 10 минут. Любая задержка — штраф в 3000 рублей. Независимо от причин задержки.

Причины, по которым «постоплата» актуальна, понятны: всем известно о всё более частых сбоях в определении геолокации и иных сбоях в работе мобильного интернета, в основном в связи с требованиями безопасности.

Бывают и другие ситуации, например, когда приложение «Парковки Санкт-Петербурга» выдает технические сбои. В таких ситуациях водители вынуждены либо покинуть парковочное место, либо заплатить штраф.

Но даже в условиях нормально работающего интернета и отсутствия технических сбоев в приложении людям не всегда удобно оплачивать парковку в течение 15 минут. «Справедливо ли, когда водитель опоздал с оплатой на 2 минуты и получил штраф 3000 рублей? Думаю, что ответ очевиден», — заявил Шишлов.

И еще одно обстоятельство: официально заявленной целью введения платных парковок было улучшение условий для работы общественного транспорта и снижение загрузки улиц. Но вместо этого действует фискальный подход — со штрафами за незначительные нарушения, даже в тех случаях, когда они вызваны не зависящими от водителя причинами.

Введение «постоплаты», по мнению Шишлова, «сделает систему платных парковок более гибкой и удобной для людей, прекратит вынужденное превращение сотен тысяч людей в правонарушителей, сэкономит ресурсы, растрачиваемые на рассмотрение многочисленных жалоб комитетом по транспорту и судами».

До сих пор проекты «Яблока», которые попадали на комиссию, встречались ее членами скептически. На сей раз получилось иначе, хотя проект и рекомендовали к «технической доработке» (правда, не указав, что именно надо доработать, что позволяет предлагать его к рассмотрению на пленарном заседании).

Наталия Астахова из «Единой России» назвала предложение о постоплате «очень гуманным и взвешенным подходом», а председатель комиссии (и ее коллега по фракции) Алексей Цивилев заявил, что и сам сталкивался с проблемами при нынешнем порядке оплаты. И получал штрафы не по своей вине.

Возражали против «постоплаты» только представители исполнительной власти — их и сейчас все устраивает.

Михаил Курдяев. Фото: соцсети

Михаил Курдяев, директор Городского центра управления парковками (учреждение, подведомственное комитету по транспорту, при этом на его содержание и на содержание «парковочной» системы идет больше половины денег, которые собираются в качестве платы за парковку) заявил, что никаких проблем нет, пусть автовладельцы платят «с запасом», а если парковка закончится раньше — им вернут деньги. Ему ответили, что не всегда можно точно рассчитать необходимое время парковки — и введение «постоплаты» является самым простым и удобным способом решения проблемы…

На том же заседании комиссии Городской центр управления парковками радостно сообщил, что после сентябрьского повышения платы сборы за платную парковку в Петербурге выросли на 70% (раньше в среднем за сутки собирали по 15 млн рублей, теперь — по 25 млн рублей), при этом паркующихся стало на 23% меньше.

Прокомментировать это заявление несложно: 

если сделать плату еще больше — сборы еще возрастут. И не важно, что те, кому необходимо приехать самим или привезти близких к больницам или школам, расположенным во всё расширяющейся зоне платной парковки, должны будут платить всё больше и больше.

О том, что цель введения платной парковки вовсе не в фискальной составляющей, в администрации давно забыли.

И сообщают, что в 2026 году намерены получить от платных парковок почти 11 миллиардов рублей — более чем вдвое больше, чем в 2024 году.

Владимир Максимов