Министерство транспорта, судя по ответу, направленному думским депутатам, готовит проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в рамках которой прорабатывается вопрос внедрения механизма постоплаты парковочных сессий — в течение суток.
Если идея реализуется, автомобилистам в городах, где введена платная парковка, станет жить существенно легче.
Сейчас в Москве заплатить за парковку нужно в течение 5 минут, при нарушении — штраф в 5 тысяч рублей (а если машина оформлена на юридическое лицо, то 50 тысяч). В Петербурге чуть мягче: заплатить надо в течение 15 минут, штраф для граждан при нарушении — 3 тысячи рублей (правда, после роста стоимости парковки, уже анонсируют и возможный рост штрафов).
По каким причинам этот срок нарушен, значения не имеет, А причины могут быть разные, в том числе неумышленные.
Самое простое — «глючит» соответствующее приложение на телефоне, или вообще «глючит» мобильный интернет (что в последнее время случается чаще, чем раньше), и водитель не успевает вовремя заплатить.
Или — водитель ошибается на минуту-другую с началом парковочной сессии.
Или — опаздывает на пару минут с окончанием оплаченной сессии, и это успевают зафиксировать.
Или — у кого-то камера дважды сфотографировала машину на одной и той же платной парковке, и с него потребовали штраф в 6 тысяч рублей.
Водитель бы и рад потом исправиться и заплатить, но не имеет такой возможности. И более того, может даже не узнать о том, что «нарушил»: это знание придет только вместе с уведомлением о штрафе. Оспорить его можно лишь теоретически — на практике это мало кому удается.
Введение постоплаты может существенно изменить эту ситуацию. Это понимает Минтранс, где заявляют, что эта мера позволит «улучшить платежную дисциплину водителей и уменьшить число штрафов, которые налагаются на добросовестных граждан, пользующихся платными парковками».
Идея введения постоплаты не нова: с ней не раз выступали, в том числе в Петербурге. В частности, весной 2025 года такой вопрос «яблочники» задавали «транспортному» вице-губернатору Кириллу Полякову. Он тогда идею не поддержал, но не так давно Комитет по транспорту сообщил в ответ на запрос от фракции, что вопрос «прорабатывается». Появление федеральной инициативы может ускорить время «проработки» — и это, безусловно, будет поддержано автомобилистами.
Конечно, на пути этой идеи лежат в том числе и технические трудности: нужно точно определить время стоянки машины на парковке. Самое простое — это доверять водителям, самостоятельно фиксирующим это время, при необходимости выборочно проверяя, не «скорректировали» ли они его в меньшую сторону. И полагаться на их добросовестность.

Фото: Агентство «Москва»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
И еще о штрафах: как уже говорилось, в Северной столице сейчас собираются их поднимать. Дело в том, что, как рассказывала «Новая», здесь в несколько раз увеличили стоимость парковки (в зависимости от загруженности соответствующих улиц), и возникла в чем-то абсурдная ситуация: в самой «дорогой» парковочной зоне дешевле заплатить трехтысячный штраф, чем оплатить парковку на весь день (время платной парковки установлено с 8 до 20 часов). И даже 10-часовая парковка оказывается дороже (3600 рублей), чем штраф.
Понятно, что до автомобилистов эта простая мысль уже дошла — и дошла до Комитета по транспорту, где заговорили о повышении штрафов до 4,5‒5 тысяч рублей (в этом случае выгоднее будет платить за парковку, чем штраф).
Зампред Комитета Алексей Гончаров уже сказал журналистам, что «Комитет в настоящее время проводит анализ и мониторинг оплаченных и неоплаченных парковочных сессий, их длительности, нахождения в конкретной зоне, соотнесение их с назначенным штрафом и исполнением наказания, а также повторности совершения нарушения одними и теми же лицами».
Для того чтобы увеличить штраф, нужно будет менять городской закон об административных правонарушениях — но с этим проблем не возникнет, если предложение внесет администрация города.
Показательна (хотя и предсказуема) реакция питерских чиновников: усилия направлены не на то, чтобы было удобнее пользоваться «парковочной системой», и не на то, чтобы платные парковки вводились только там, где это действительно нужно, а на извлечение максимальных доходов для бюджета за счет автомобилистов. Сначала повышают плату, потом штрафы, потом ничто не помешает еще раз повысить плату, а потом опять задуматься о повышении штрафов…
А на горизонте маячит (правда, пока не реализованная, но уже высказанная) идея о создании платных парковок на основе концессионных соглашений.
Полагать, что это приведет к снижению платы за парковку, — значит, быть неисправимым оптимистом.
Владимир Максимов
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
