Новости о посаженных за написанные в соцсетях слова, за комментарий в закрытой группе, новости о делах за картинку столетней давности в забытом аккаунте, за слова, сказанные по телефону… Не сказать, что все идут в тюрьму с гордо поднятой головой — многие предпочли бы такой судьбы избежать. Но это продолжается.
Не сказать, что мы не догадывались и о том, о чем сообщил ТАСС глава Центра цифровой экспертизы Роскачества (организации, учрежденной распоряжением правительства РФ от 30.04.2015). «Чтобы сохранить свою конфиденциальность, лучше воздерживаться от обсуждения чувствительной информации в непосредственной близости от умных устройств, — заявил Сергей Кузьменко. — Принцип их работы предполагает постоянный анализ звукового окружения. Учитывайте также, что любая фоновая речь может фиксироваться и использоваться для формирования точного профиля пользователя, включая интересы, повседневные привычки и даже маршруты». ТАСС со ссылкой на Роскачество советует держать микрофоны умных устройств выключенными (когда они не используются по прямому назначению), «этот же принцип стоит применять и к другим устройствам, например, камеры на ноутбуках можно закрывать специальными шторками».
Добавьте к этому кучу камер на улицах, системы распознавания и т.д. Наехал на стоп-линию перед перекрестком, в машине один, ни с кем это не обсуждаю, захожу домой, включаю компьютер, естественно, никакого штрафа еще не пришло, но мне «Яндекс» вдруг подсовывает статью о ПДД как раз в этой части, о штрафе, перспективе его оспорить — ну, всё вот это. Через час жена говорит — не по телефону, дома, а никаких колонок, никаких «Алис» и «Марусь» у нас нет — что-то о новой сковороде, и у меня начинает всплывать реклама сковородок с привязкой к нашему дому. И у сына в ноутбуке. Это типичные сцены, вероятно, для всех. И это какой объем информации о нашей семье накоплен — притом что никого из нас нет ни в соцсетях, ни в «Яндексе», персональные данные оставлялись только там, где не оставить было нельзя, геолокация в устройствах отключена…