Вечером 14 ноября Советский районный суд Челябинска вынес решение по административному иску о признании экстремистским объединением группировки «Махонинские»* и об обращении в доход государства имущества ее членов на сумму 5,2 млрд рублей. Александр Махонин после оглашения решения задержан и содержится под стражей, его брат Андрей объявлен в розыск.
Как сообщило РИА «Новости», решение было принято в закрытом судебном заседании на основании того, что члены объединения «придерживаются взглядов движения «Арестантское уголовное единство» (АУЕ*).
Судя по деталям информации, «Махонинские», вероятно, давно заслуживали уголовного дела, которое не возбуждалось лишь по причине их связей с областными чиновниками. Однако к решению районного суда, который управился с иском прокуратуры к «Махонинским» за три заседания, все равно остаются вопросы.
«Коммерсантъ», наиболее полно осветивший эту историю, пишет, что иск, предъявленный прокуратурой, был административным и касался признания группировки экстремистским объединением. Но очень сомнительно, что в рамках такого административного дела суд может одновременно вынести решение о национализации имущества.
Сходные «антикоррупционные» иски, предъявляемые по закону от 3 декабря 2012 года «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», рассматриваются по правилам Гражданского процессуального кодекса, на что прямо указывает названный закон. На мой взгляд, административный иск о признании экстремистским сообществом и гражданский иск об изъятии имущества его членов в доход государства имеют разную правовую природу и должны рассматриваться раздельно и поэтапно, иначе будут нарушены имущественные права (неважно, ответчиков ли, или третьих лиц).
С другой стороны, аргументация прокуратуры основывается здесь на фактуре, дающей несомненные основания для возбуждения уголовного дела по целому ряду статей УК. Но уголовное дело требует долгого и тщательного расследования по каждому из эпизодов, сбора доказательств и распределения ответственности между соучастниками.