Сергей Шойгу на днях предложил построить в Сибири новый город — спутник Саяногорска: «Но хотелось бы все-таки построить то, что будет составлять гордость не только сибирских архитекторов, но и вообще наших российских строителей и архитекторов. Это я говорю как участник строительства первой части города Саяногорска».
Что ж, построить новый город — дело полезное и интересное. А мы ведь еще не забыли, как в 2021 году Шойгу, тогда еще министр обороны, предлагал более масштабный проект: «И не просто город построить и столицу сюда перенести, а сделать их совершенно конкретно направленными на ту или иную сферу деятельности».
И это была только часть замысла. По плану предстояло построить в Сибири пять городов-миллионников! За эти четыре года кое-что, видимо, изменилось и произошли какие-то события, которые пока не позволяют нам строить миллионники на сибирских просторах. Хотя перенос столицы вглубь страны, с учетом ежедневных налетов дронов на европейскую часть России, не кажется больше утопией. Никто же не знает толком, сколько «это все» еще продлится.
Строительство городов в России сейчас — идея столь же своеобразная, как и повышение рождаемости в условиях боевых действий.
Мужчины — на фронте, женщины — в тылу, но у них как-то должны при этом появляться дети. Так же и города откуда-то должны возникнуть на фоне стойкой депопуляции.
Тут на глаза мне попалась статистика как раз по Сибири — именно за те годы, что прошли с момента предложения Шойгу строить там огромные города и передвигать туда столицу. Смертность в Сибири превышает рождаемость почти вдвое, естественная убыль населения только за прошлый год составила 57 тысяч человек — это больше, кстати, чем население Саяногорска, где живет 44 тысячи. Так что считайте, что условный город-спутник этого «базового города для бизнеса» просто вымер, пока в кабинетах рисовались градостроительные планы. При сохранении теперешних тенденций через 20 лет сибирское население уменьшится на 10%. Доклад ООН о перспективах демографии в мире сулит нам сокращение всего населения России к концу века на 20 миллионов, а наши эксперты из ВШЭ пишут и совсем негативный сценарий, по которому россиян к 2100 году останется чуть более 67 миллионов.
Вы наверняка видели карты распределения населения по нашей территории, которые в последние недели вдруг пошли кочевать по сетям и каналам. На них видно, что практически все население страны сконцентрировано вокруг Москвы, Петербурга и на юге европейской части. Узкая полоса вдоль границы с Китаем есть еще. Остальное — пустыня в демографическом смысле. А если взглянуть на карту, отражающую рост или сокращение населения по регионам за последние годы, то здесь даже самые населенные субъекты в большинстве уходят в минус. Нас становится меньше, и ни материнские капиталы, ни выплаты беременным школьницам, ни борьба с абортами, которые и так давно уже не являются глобальной проблемой, не помогают переломить тенденцию. А помимо всех социальных факторов сокращения населения, в последние три с половиной года добавился еще один, прекрасно вам известный.
Население России фактически сократилось даже после присоединения Крыма. Как на общую численность россиян повлияло расширение территории за счет присоединения частей Донбасса, Запорожской и Херсонской областей, точных данных нет. Хотя очевидно, что часть прежнего населения ушла оттуда в Украину или уехала дальше в Европу, часть переместилась в российские регионы, а на самих «новых территориях», помимо демографических проблем, нужно решать вообще все проблемы сразу. Что там строительство спутника Саяногорска, когда в Донбассе целые города нужно строить заново! Вот только кто в них будет жить?
И кто будет жить в городе-спутнике и что эти люди там будут делать? Предприятия переходят на четырехдневную рабочую неделю. И это те предприятия, которые не назовешь пятым колесом в телеге экономики. При этом рынок кричит о нехватке рабочих рук во всех отраслях. Но попутно из всего большего количества отраслей выдавливают мигрантов. Потому что культивировать фобии, потакая национализму, политически целесообразно. Здесь, опять же, как с рождаемостью. Цели и методы исключают друг друга.
Чтобы рабочих рук было больше, нужна миграция. Чтобы население хотя бы не сокращалась, нужна миграция. Все развитые страны сталкиваются с этой проблемой.
К слову, и неравномерность расселения — тоже не чисто российская проблема. В Канаде похожая ситуация. И даже в Китае есть районы, населенные гораздо менее плотно. Правда, даже в тех районах проживает столько людей, сколько у нас где-нибудь на Урале. И важна не только физическая численность людей, но и качество их жизни. Эффективность их использования. Население Канады в три с половиной раза меньше населения России, а размер экономики и по оценке МВФ, и по рейтингу ООН, и по списку Всемирного банка практически одинаковый.
Хотелось бы, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями. Но неплохо бы еще и точно знать, чего ты хочешь. Хотя мечтать, конечно, не вредно.