Ей довелось пожить в монастыре, поработать в православной епархии, получить ученую степень в Мюнхене, стать преподавателем Венского университета, войти в состав Межсоборного присутствия РПЦ и, наконец, создать один из наиболее популярных православных каналов на русском и английском — Coffee with sister Vassa. Ее ролики набирают десятки тысяч просмотров, и при условии лояльности церковной власти в Москве инокиня Васса имела все шансы стать «женским лицом» Русской церкви в соцсетях.
Но наступило 24 февраля 2022 года, и сестра Васса заняла евангельскую позицию. Это вызвало непонимание в церковных кругах, включая ее собственную семью (будущая инокиня родилась в 1970 году в городе Наяке под Нью-Йорком, где ее отец, протоиерей Георгий Ларин, служил настоятелем большого русского храма в честь Покрова Богородицы). Происходящее в Украине и позиция патриарха Кирилла стали настоящим потрясением для Вассы, чем она поделилась в беседе с папой римским Франциском, охарактеризовав высказывания патриарха Кирилла как «хулу на Святого Духа». После этого вышло ее большое интервью украинскому каналу.
Кто-то упрекает ее в чрезмерной прямолинейности, но инокиню Вассу точно нельзя упрекнуть в неискренности. В мае нынешнего года после поездки инокини в Украину синод РПЦЗ МП «лишил» Вассу иноческого чина, что не имеет прецедентов в истории этой церкви.
В каком-то смысле Васса стала голосом совести русской православной традиции, больше не связанной с РПЦ. В результате фактического изгнания из своей церкви ученая и блогерка присоединилась к Православной церкви Украины. В откровенном интервью «Новой» Васса делится своими эмоциями, а также воспоминаниями о знакомстве с митрополитом Тихоном (Шевкуновым), постпредом РФ при ООН Василием Небензей и — в противовес этому — с выдающимся ученым-литургистом Робертом Тафтом.
— Синод Русской зарубежной церкви в юрисдикции Московского патриархата (РПЦЗ МП) «лишил» вас иночества за вашу позицию. Как это произошло. Возможно ли вообще такое «лишение» с канонической точки зрения и не странно ли, что синод в Нью-Йорке наказывает кого-то за нелояльность Кремлю?
— Точную причину случившегося я не знаю — в указе о моем «лишении» нет ссылок на каноны. К тому же в строго каноническом смысле я не являюсь монахиней, потому что не приносила монашеских обетов, а была пострижена в рясофор (это некая разновидность статуса послушницы). Если я умру в своем нынешнем статусе, меня будут отпевать как мирянку. К монашеству я стремилась с юных лет, жила в Леснинском монастыре во Франции (о нем «Новой» рассказывала нынешняя игуменья монастыря Евфросиния (Молчанова) — А. С.), но так сложилось, что инокиней я стала вне монастыря и уже 18 лет живу в Вене, где работаю в университете.
В своем ответе представителям синода я указала канон, который они сами нарушили, — 102-е правило Трулльского собора (оно запрещает применять к «согрешившему» сразу строгое наказание, а рекомендует начинать с мягких. — А. С.).
Моя история говорит о том, как изменился стиль архиерейской власти в РПЦЗ после того, как ее присоединил Московский патриархат в 2007 году. Я выросла в очень бедной церкви, которая была самостоятельной, не признавала патриархию, в поповской семье в Америке. Наша мама должна была много работать, даже по ночам. Наши архиереи были очень простыми, приезжали к нам домой, играли с нами.