ИнтервьюОбщество

«Оставаться свободными и не искать спонсоров»

Игуменья крупнейшего православного женского монастыря во Франции — об истории обители и вызовах, связанных со СВО и гегемонией РПЦ

«Оставаться свободными и не искать спонсоров»

Леснинский монастырь в Нормандии. Фото: соцсети

«Леснинский монастырь — вопрос времени», — сказал в декабре 2016 года патриарх Кирилл, отвечая на вопросы представителей русской эмиграции в ходе своего визита во Францию. Глава РПЦ, скорее всего, имел в виду «неизбежность» поглощения крупнейшего женского православного монастыря Франции Московским патриархатом. Как уже было поглощено в течение первых двух десятилетий нынешнего века большинство монастырей и приходов ранее независимой Русской зарубежной церкви и Парижской Русской архиепископии, входившей в Константинопольский патриархат.

Но монастырь в местечке Провемон в Нормандии, где сегодня проживает порядка 20 монахинь и столько же трудниц и трудников, до сих пор держится, сохраняя свою независимость и «преемство традиции», восходящей к XIX веку.

В 1885 году он был основан в польском селении Лесна (Лесьна-Подляска), в регионе, населенном преимущественно католиками, но до Первой мировой войны входившем в Российскую империю. Главной святыней «экспериментальной» обители — ориентированной на активное социальное служение и проповедь православия в иноконфессиональной среде — стала икона Божией Матери, почитавшаяся чудотворной еще с XVII века. Вместе с ней сестры обители (при первой эвакуации, в 1915 году их было около 500!) сменили в первой половине ХХ века несколько стран — Россию, Бессарабию, Сербию, — пока в 1950 году не осели во Франции. В 1967-м они смогли приобрести большое (несколько десятков гектаров) поместье в деревне Провемон, между Парижем и Руаном, в долине маленькой речки, петляющей среди засеянных рапсом холмов Нормандии. Близость к столице и транспортная доступность облегчают путь в обитель сотням паломников из разных стран — всех принимают радушно, не спрашивая о церковной юрисдикции, хотя на большие праздники мест может не хватать.

Монастырь находится на окраине деревни — на парадных воротах в стиле модерн красуются восьмиконечный крест и копия чудотворной Леснинской иконы. Монахини живут в главном трехэтажном корпусе, с одной стороны которого — живописная поляна с аккуратно подстриженными кипарисами, с другой — луг, спускающийся к реке. Справа от ворот построены корпуса для паломников, слева — старинный французский храм с традиционным петушком на шпиле. Когда-то он был католическим, но теперь об этом напоминают лишь витражи с французскими святыми, восточная же часть храма отгорожена иконостасом в русском стиле с прекрасными иконами работы Пимена Софронова — пожалуй, самого известного старообрядческого иконописца ХХ столетия. Каждый день, утром и вечером, в храме идут неспешные службы, сопровождаемые пением хора монахинь, хранящего особенные леснинские распевы.

Нынешняя игуменья монастыря Евфросиния (Молчанова), седьмая по счету с момента основания обители, поделилась с обозревателем «Новой» секретом непрерывности леснинской традиции, особенностями ее нынешнего статуса, планами, а также рассказала о том, как на жизни монастыря сказалась СВО…

Игуменья Ефросинья (слева). Фото: личный архив

Игуменья Ефросинья (слева). Фото: личный архив

Монастырь нового типа

— Лесна — единственный на Западе монастырь русской традиции, служение которого не прерывалось с дореволюционного времени. При этом монастырю удалось, так сказать, уклониться от объятий Московской патриархии, которой постепенно подчинились почти все обители русского зарубежья. Почему именно вашему монастырю удалось так удержаться, в чем секрет?

— Монастырь был уникален еще в момент своего создания в конце XIX века. Он был основан как открытый, миссионерский, на самой границе Российской империи (ныне Восточная Польша, Бяльский повет Люблинского воеводства.А. С.), для чего и пригласили матушку Екатерину (Ефимовскую) все это возглавить. Монастырь сразу занялся активной социальной и образовательной деятельностью. По рассказам современников, матушка Екатерина была очень харизматичной личностью.

По преданию, старец Амвросий Оптинский, к которому она ездила за благословением, сказал матушке: «Новый монастырь устраивай по-новому». Он надел на нее свою мантию и дал первое молитвенное правило для сестер.

Иоанн Кронштадтский также очень поддерживал монастырь, его совершенно новое направление.

В ту эпоху вообще при многих монастырях открывались школы, детские приюты, возникло движение сестер милосердия, живо обсуждалась роль женщины в церкви и обществе. Матушка Екатерина на этой волне и создавала монастырь нового типа. Неслучайно она много писала о возрождении чина диаконис, то есть о рукоположении женщин в диаконский чин. Предполагалось, что именно в Лесне откроется первое училище для женщин, которые искали такого служения.

Большую роль в истории монастыря сыграла война. Первая мировая вспыхнула как раз в тех краях, и епископ Анастасий (Грибановский), будущий первоиерарх Русской зарубежной церкви, поручил заботу о чудотворной Леснинской иконе именно общине сестер, чтобы не оставлять ее в Лесне под оккупацией. Икона уже не была привязана к месту, и потом, в каком бы месте мы ни находились, все они назывались Лесной, хотя Лесна — это село в Польше сегодня, тем не менее и здесь, в Провемоне, во Франции, нас зовут «Лесна». В общем, с 1914 года монастырь начал кочевать, и потом, когда владыка Анастасий стал Кишиневским, он пригласил сестер к себе — и так, вместе с иконой, они и передвигались по разным странам.

Когда Бессарабия вошла в состав Румынии, и власти этой страны решили изменить календарь, сестры решили, что не будут переходить на новый стиль, а будут хранить свою традицию, и всей общиной, вместе с иконой, перебрались в Сербию. А потом уже, после Сербии, когда туда пришли красные, переехали во Францию. Здесь мы уже 75 лет, это самый долгий период в истории монастыря. Мы не привязаны к Лесне как к месту, Лесна для нас — это традиция.

Монахини живут в главном трехэтажном корпусе, с одной стороны которого — живописная поляна с аккуратно подстриженными кипарисами. Фото: соцсети

Монахини живут в главном трехэтажном корпусе, с одной стороны которого — живописная поляна с аккуратно подстриженными кипарисами. Фото: соцсети

— Я слышал разговоры, что это место тоже не последнее в истории монастыря, что, возможно, вы переедете в Америку…

— Нет, нам просто предложили там открыть подворье, и мы стараемся это сделать. Но перебираться всем монастырем пока никто не собирается. Конечно, все в руках Божиих. Одно время мы думали, что, может, в Россию вернемся, купили дом под Белгородом. Но не сложилось…

Одно искушение…

— Монастырь имеет ярко выраженный русский характер, но при этом канонически вы оказались в Сербской истинно-православной церкви. Неужели так трудно что-то найти среди русских церковных юрисдикций, которых сейчас бесчисленное множество, что пришлось пойти в сербскую?

— Вот именно, что их бесчисленное множество. Вначале мы перешли в Русскую истинно-православную церковь (РИПЦ; один из «осколков» Русской зарубежной церкви, не поддержавших ее сближения с РПЦ в начале 2000-х.А. С.), которую мы считали продолжением Катакомбной церкви советских времен. Для нас было большим утешением, что в России сохранилось что-то настоящее, что мы нашли настоящую катакомбную традицию после всех разочарований в Зарубежной церкви. Но когда и там все пошло вкривь и вкось, это было очень большим разочарованием.

Происходило дробление на бесконечные группы, которое коснулось и РИПЦ, и разбираться в этом — одно искушение. Тем более у нашего монастыря прочная историческая связь с Сербией — к тому времени (Леснинский монастырь перешел в Сербскую ИПЦ в 2016 году.А. С.) мы хорошо знали сербского епископа Акакия, хиротония которого как епископа произошла именно здесь, в Лесне. Мы смотрим на этот наш статус как на временный, не теряя надежды, что в Русской церкви ситуация исправится. Тем более что в Европе все эти русские юрисдикции, группы не имеют постоянного архиерея, и сербские архиереи оказываются для нас самыми географически близкими, что и чисто практически удобно.

— Вы сами родились в Америке, в Бруклине. Почему вы еще в молодости выбрали именно Леснинский монастырь? В Америке тоже есть женские монастыри русской традиции.

— Когда я серьезно думала о монашестве, в Америке был монастырь Ново-Дивеево под Нью-Йорком. Но там так сложилось, что монастырь оказался лишь благочестивым отделением старческого дома. Еще был Бостонский монастырь, но он не принадлежал к нашей русской традиции, что-то было в Калифорнии, но я их совсем не знала. Моим духовником был митрополит Филарет (Вознесенский) (третий первоиерарх РПЦЗ, умер в 1985 году.А. С.), в те годы он каждое лето проводил в Лесне. Он очень ценил и любил этот монастырь, всегда говорил о нем как о примерном женском монастыре, и это сыграло свою роль.

Я тогда часто бывала и даже жила в монастыре Марии Магдалины на Святой земле (в Гефсимании, недалеко от Старого города Иерусалима.А. С.), но там тогда было очень шаткое положение, монастыри не были общежительными, то есть надо было думать об источниках своего существования в тех краях. И там такой уклад жизни, что надо постоянно чувствовать себя паломником.

На мой взгляд, это какое-то особое призвание — молиться на святых местах, поминать там кого надо, а вот такой сосредоточенной монашеской жизни я там тогда не встречала.

Тогда я увлекалась Византией, греческими напевами и провела несколько месяцев в Греции, катаясь по монастырям, но я и там не нашла ни места, ни человека, который бы меня убедил, что Греция — это правильный выбор. После этого я приехала сюда, и это был очень сложный момент в истории монастыря: игуменья Магдалина (Граббе) тогда сломала бедро и лежала в больнице, духовник отец Арсений уехал в Австралию после ссоры с владыкой Филаретом, благочинная и наместница не ладили друг с другом, и тут был полный хаос. И тем не менее монастырь жил своей жизнью: богослужения шли, сестры молились… И я поняла, что если я попала сюда в такое сложное время, и духовная жизнь продолжается, как и должна, то здесь что-то есть. Потом я съездила в больницу к матушке Магдалине, и тогда уже решила: все, остаюсь.

Леснинский монастырь в Нормандии. Накануне Пасхи. Фото: соцсети

Леснинский монастырь в Нормандии. Накануне Пасхи. Фото: соцсети

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

— Вы прямо с юности выбрали монашеский путь? Или были какие-то колебания?

— Я знала с детства, что хочу как-то служить церкви. Я состояла в движении русских скаутов, и когда мне шел 16-й год, скончался наш любимый руководитель — это была первая в моей жизни смерть близкого человека. В память о нем мы, группа молодежи, скаутов, решили съездить на Святую землю в паломничество. Тогда Зарубежная церковь устраивала особые молодежные паломничества: шесть недель ехали через Италию, Грецию. Тогда в Святой земле я впервые увидела монастыри с молодыми монахинями и инокинями, и это впервые стало для меня возможным выбором. Через два года я вернулась пожить на Святой земле и тогда уже решила.

— А какое-то светское образование успели получить?

— Да, я искусствовед по образованию, но не закончила курс.

Миссионерство

— По какому принципу сейчас подбираются сестры в монастырь? Они приезжают из разных стран, из разных культур… Вы их как-то отбираете, есть какой-то фильтр?

— Нет, как матушка Магдалина говорила: «Каждого человека Господь присылает». Сейчас, когда нет настоящей хорошей приходской жизни, очень полезно каждому хоть какое-то время провести в монастыре, где сосредоточенная церковная жизнь. Просто нигде уже этого не найдешь. И очень много женщин приезжают по этой причине — почти все уезжают, но если все это правильно поставлено, то даже небольшой опыт жизни в монастыре остается на всю жизнь. Иногда и по-другому приходят: пишут, просят, поступают к нам…

Сейчас современным людям очень сложно переходить к монашеству. Наверное, это всегда было так: есть какой-то костяк действительно преданных монашествующих, а вокруг них всякие люди — кто-то остается, а кто-то уходит.

— Правда ли, что есть проект создания русского кладбища на монастырских землях?

— Мы давно надеемся получить разрешение. Это типично французская особенность:

если спрашиваешь об этом, то сразу отвечают: «Во Франции нет понятия частного кладбища». Но потом добавляют: «Конечно, вы можете просить разрешения хоронить ваших сестер и членов общины на вашей земле».

Это значит, что людей придется записывать как членов нашей общины и каждый раз отдельно просить разрешения на захоронение. Просто так открыть кладбище нельзя. Очень многое зависит от позиции французских властей, кто именно контролирует власть в префектуре. Пока мы уже получили согласие деревни, местной сельской общины.

— Монастырь ведет миссионерскую деятельность: открывает приходы в разных странах…

— Наш монастырь всегда назывался миссионерским, но сейчас так получилось потому, что, когда мы не пошли в Московскую патриархию, в Европе оказалось довольно много людей, которые разделяют наши взгляды, хотят идти этим путем. Я не скажу, что все это идейные противники Московской патриархии. Достаточно большая часть людей в таких приходах — это те, кто любит наш монастырь или просто доверяет ему: если монастырь выбрал этот путь, то они пойдут с монастырем. А кто-то сделал выбор и по идейным соображениям. Ну и как-то надо было этих людей окормлять.

Сейчас у нас три миссионерских прихода в Германии, один в Испании, периодически мы служили в Италии и в Голландии. Украина, в том числе черниговская община, о. Никон из Жмеринки, также стали частью нашей миссии. Потом к нам присоединилась французская миссия во главе с отцом Ромариком, который был рукоположен у нас. У него как минимум две общины, а сейчас уже и третья появилась. Наконец, еще есть община молдаван, которые переехали во Францию.

Новообращенные французы, которых покрестили вечером накануне Пасхи, 19 апреля (католическое их крещение не было признано). Фото: соцсети

Новообращенные французы, которых покрестили вечером накануне Пасхи, 19 апреля (католическое их крещение не было признано). Фото: соцсети

— Как вы относитесь к процессу инкультурации православия на французской почве?

— Еще святой Иоанн (Максимович) (архиерей Русской зарубежной церкви, 1896–1966, в 1950-е годы возглавлял Западно-Европейскую епархию, был прославлен в лике святых и почитается всеми ветвями РПЦ.А. С.) этим занимался, было же в древности французское православие. Отчасти это надо воссоздавать, но я не сторонница экспериментов с галльскими литургиями и какими-то еще древними обрядами. Современная миссия того же о. Ромарика в основном направлена на разочаровавшихся Ватиканом католиков-традиционалистов. И их много.

Вообще французы придерживаются светской традиции, строгого разделения церкви и государства. Тем не менее сохранился хоть и маленький, но активный процент верующих людей, которые ищут, и в том числе приходят в православие. Но нам, в отличие от официальных православных церквей, католики не дают храмы для служб, поэтому сложно находить места, средства, но дело как-то идет.

— Поддерживаете ли вы контакты с другими православными церквами Франции — особенно теми, кто не принадлежит к официальному православию?

— Стараемся. С Истинно-православной церковью Франции у нас добрые отношения, с русским приходом в Лионе. Хотелось бы, конечно, чтобы все подобрее относились друг к другу и как-то пытались работать над воссоединением. Вряд ли это будет Русская зарубежная церковь, как раньше, но все-таки что-то еще можно было бы собрать.

Невозможно оправдать войны

— Правильно ли будет сказать, что в 2022 году монастырь занял миротворческую позицию и широко открыл двери для жертв военных действий?

— Я бы не сказала, что мы заняли какую-то четкую миротворческую позицию. Я свое мнение никому не навязываю — может быть, это связано с моими американскими корнями, с признанием за каждым свободы думать, как он хочет. У нас есть и прихожане, и сестры, которые придерживаются самых разных взглядов. Конечно, войны — это агрессия и страдание для многих, особенно в наше время (…).

Принимать беженцев — это было чисто христианское решение. Гостеприимство и помощь нуждающимся всегда были основной монашеской добродетелью. Просто по-евангельски мы не могли поступить по-другому.

Другой момент — французские власти знают, что у нас тут есть помещения для паломников, поэтому рано или поздно они бы обратились к нам за размещением потока новых беженцев. Поэтому уже в самом начале, весной 2022 года, я связалась практически со всеми, кого знала в Украине, и сказала: если вам надо куда-то выехать, то, пожалуйста, приезжайте к нам. С теми соображениями, что уж лучше мы будем принимать своих знакомых людей, чем просто тех, кого нам пришлют.

— Сколько беженцев прошло через монастырь за эти три года?

— В общей сложности человек 25. Кто-то долго жил, кто-то поменьше. Из них двое были из России. Конечно, принимать их нелегко, и у нас было много сложных случаев. Есть известный французский фильм «Диалоги кармелиток» — о женском монастыре во времена Французской революции. Там одна из героинь происходит из дворянской семьи и поддерживает короля, а родной брат другой монахини воюет в рядах революционеров. Он погибает, и его сестре-монахине приносят письмо, найденное в его кармане. И игуменья в этом фильме обращается к сестрам: «Видите, у нас есть и те, и те. И не наше дело судить, кто тут прав, а кто не прав. Наше дело — молиться за всех несчастных и страждущих».

Монахини в Леснинском монастыре. Фото: соцсети

Монахини в Леснинском монастыре. Фото: соцсети

— Каковы сейчас основные нужды монастыря, в какой помощи вы нуждаетесь?

— Ну прежде всего в моральной, в молитвенной. Московская патриархия не оставляет нас без внимания, и мы постоянно получаем намеки: вот если бы вы были там, все материальные проблемы быстро бы разрешились, нашлись бы спонсоры. Но мы всегда считали себя достаточно свободными, оставались свободными, и искать каких-то спонсоров, которым мы потом должны быть благодарны и с чем-то считаться, мы не намерены. Если кто может чем-то помогать, то мы будем поминать этих людей, благодарить, и Господь их благословит.

Когда монастырь переехал во Францию, игуменью Феодору кто-то спросил: «Матушка, на что вы надеетесь?» И она сказала: «На Божию Матерь». Ей ответили: «Ну да, конечно, это все понятно, но вот реально, на что монастырь будет жить, как вы все это будете содержать?» И матушка Феодора просто сказала: «Это самое реальное из того, что есть». Я здесь уже больше 40 лет, и так оно и есть: наша жизнь — это постоянное чудо. По всем светским, мирским, финансовым, административным понятиям, уже давно-давно нас не должно было бы быть.

Этот материал входит в подписку

Credo!

Вера. Неверие. Духовный поиск. Конец времен

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow