Комментарий · Общество

Самая дорогая яма. Возрождение

Земельные участки продолжают изымать под строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Петербург — Москва»

Строительство участка высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Фото: Агентство «Москва»

В Петербурге и Ленинградской области продолжают изымать земельные участки под строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Петербург — Москва».

Последние по времени распоряжения Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора) об изъятии были подписаны 28 октября. И это далеко не первое изъятие (причем не только земельных участков, но и квартир в домах, которые хотят расселять для обеспечения строительства) во имя реализации одного из самых дорогостоящих инфраструктурных проектов последних лет.

По объявленным намерениям, время в пути по ВСМ длиной 679 километров между двумя столицами при скорости до 400 километров в час составит 2 часа 15 минут (сейчас скоростной поезд «Сапсан» идет около четырех часов).

Первые поезда планируют запустить к апрелю 2028 года, а завершить проект — к 2030 году, потратив на это 2,3 триллиона рублей.

Конечно, обещают, что все вложения окупятся.

Вот только почти три десятилетия назад нечто подобное уже обещали, и полезно напомнить, чем это закончилось.

…Нынешняя версия проекта ВСМ появилась в апреле 2019 года, когда президент России Владимир Путин в ответ на просьбу тогда еще временно исполняющего обязанности губернатора Петербурга Александра Беглова и гендиректора РЖД Олега Белозерова поддержал возрождение проекта строительства высокоскоростной магистрали из Москвы в Санкт-Петербург.

Глава «Российских железных дорог» Олег Белозеров. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Называлось время в пути около двух часов, а обещаемый пассажиропоток — 33 миллиона человек в год. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков тогда, подтверждая одобрение Путина, говорил, что «повышение скорости на лишнюю сотню километров ведет к ускорению в целом циркуляции экономической жизни».

Затем — по разным причинам — последовала достаточно длительная пауза, и только летом 2023 года Путин заявил о «наступлении момента для реализации проекта». Строительство оценили в 1,7 триллиона рублей, причем чиновники уверяли, что проект будет самоокупаемым и не потребует бюджетных денег.

На следующий год бюджетные вливания все-таки (ожидаемо) появились.

В апреле 2024 года президент подписал указ о выделении в 2025 году из Фонда национального благосостояния на строительство ВСМ не менее 300 млрд рублей. Регионы тоже участвуют в финансировании: до 2028 года 

  • бюджет Москвы выделит на ВСМ 150 млрд рублей, 
  • Московская область — 20 млрд рублей, 
  • Ленинградская область — 10 млрд рублей, 
  • Новгородская — 6 млрд руб., 
  • Тверская — 5 млрд руб. 
  • Бюджет Петербурга в 2026–2028 годах выделит 30 млрд рублей.

Летом 2024 года правительство России подписало концессионное соглашение по строительству ВСМ. Концедентом проекта от лица государства выступает Федеральное агентство железнодорожного транспорта, концессионером — ООО «ВСМ Две Столицы», которое будет вести строительство магистрали за счет собственных и заемных средств и получит права владения и использования инфраструктурой. Учредителем компании-концессионера выступило созданное правительством Москвы АО «УК ВСМ Две Столицы» и ЗАО «Лидер».

Реализация проекта планируется при участии ОАО «РЖД», Сбербанка совместно с синдикатом российских банков, Фонда национального благосостояния и регионов — участников проекта. Концессионное соглашение рассчитано на 40 лет.

Обещаемый пассажиропоток оценивается в 23 миллиона пассажиров в год, а стоимость проезда — примерно в 10 тысяч рублей.

В Министерстве транспорта тогда сообщали, что «магистраль пройдет по регионам, в которых проживает 20% населения России — это огромное количество людей» и что «проект имеет высокую социально-экономическую значимость, будет способствовать росту деловой активности и туризма, окажет позитивное влияние на транспортную доступность субъектов, участвующих в реализации инвестиционного проекта, а также на развитие транспортного машиностроения».

Также говорилось, что строительство ВСМ позволит восстановить грузовые перевозки по существующей железнодорожной линии «Петербург — Москва», что даст экономический эффект.

Проекты высокоскоростных магистралей представленные на Петербургском экономическом форуме в 2024 году. Фото: Валентин Антонов / ТАСС

Выглядит все это красиво. Но нечто подобное уже было: в конце 90-х ВСМ также собирались строить, создали для этого РАО «ВСМ» (российское акционерное общество) и планировали начать со строительства в Петербурге вокзального комплекса для этой магистрали.

Стройку собирались вести прямо у Московского вокзала, а для ее нужд РАО «ВСМ» взяло кредит у западных банков. В 200 миллионов долларов. Под гарантии российского правительства. И с обещаниями, что все окупится и принесет прибыль.

Дело было в начале 1998 года — знакового для российской финансовой системы. Но в первой половине года еще никто не предполагал, что произойдет в августе. Строители вовсю копали котлован под будущий вокзал, а в петербургском Законодательном собрании тем временем обсуждали возможность для города дать «контргарантии» по указанному кредиту.

Иначе говоря, от города требовали, чтобы в случае, если РАО «ВСМ» не вернет одолженные деньги, их вернул городской бюджет. С этим предложением в закс пришел губернатор Владимир Яковлев, предварительно подписавший договор о «контргарантиях». Но в силу этот документ мог вступить только после утверждения в парламенте. 

А петербургский парламент тогда был совсем не таким, как сейчас, и не собирался брать под козырек, услышав желание Смольного. Тем более что многие депутаты понимали: проект не окупится никогда и городу придется платить.

Администрация попыталась продавить решение, но у нее ничего не вышло — оппоненты устроили «итальянскую забастовку»: внесли около 300 поправок к проекту, принятому в первом чтении, а затем начали, пользуясь регламентом, отдельно обсуждать каждую поправку и ее выносить на голосование. Три заседания подряд лишь немного приблизили Смольный к цели… а потом парламент ушел на летний перерыв. А потом был дефолт 18 августа 1998 года с четырехкратным падением рубля. И больше к этой идее — дать «контргарантии» (кредит, напоминаем, был в долларах) — не возвращались. Что спасло город от долговой ямы.

РАО «ВСМ», конечно же, никакой долг не отдало. Его отдало правительство России (параллельно попытавшись все-таки взыскать деньги с питерского бюджета, и Петербургу пришлось судиться, чтобы этого не случилось). А на месте будущего вокзала несостоявшейся ВСМ на много лет разверзлась, как говорили в городе, самая дорогая яма в мире. И лишь потом на ее месте возвели торговый комплекс «Галерея»…

Теперь все во многом повторяется: инициаторы ВСМ снова обещают окупаемость, и обещаниям снова предлагается поверить на слово.

Вообще, скоростные поезда — это важная и полезная опция. И они распространены в самых разных странах — от Европы до Китая. Но дальше начинаются детали. В которых прячутся сомнения.

Сначала самое простое: 

не факт, что ВСМ из Петербурга в Москву вообще нужна, потому что «Сапсаны» и авиаперевозки практически полностью удовлетворяют спрос на поездки между двумя столицами.

Фото: Надежда Буаллаг / Коммерсантъ

«Транспортная арифметика» здесь такова: анонсированные 23 миллиона пассажиров в год — это 64 тысячи пассажиров в день. 32 тысячи пассажиров в один конец.

Сейчас «Сапсан» с 10 вагонами перевозит около 650 человек, так что для обеспечения такого пассажиропотока нужно будет по 50 поездов в день, которые будут ходить с интервалом, как электрички: каждые 15–20 минут, а то и чаще.

Теоретически можно построить и запустить такое количество поездов, но где хоть какие-то расчеты и доказательства, что они будут загружены? Сейчас в день осуществляется 13 рейсов «Сапсанов», предлагается вчетверо больше. Откуда возьмется такой спрос?

Да, трасса пройдет через Великий Новгород, какую-то добавку внесут туристы, но вряд ли отыщется столько желающих, чтобы загрузить в такой степени скоростные поезда. И надо еще учесть, что высокая стоимость проезда (не факт, что она не вырастет к моменту запуска ВСМ) сделает эту дорогу предназначенной для узкого круга лиц. Кого она будет перевозить?

Проект, как это водится в последнее время, собираются реализовывать по схеме государственно-частного партнерства.

Плавали, знаем: 

это значит, что соглашение о нем будет закрытым, обязательства государства — непубличными, доходы от перевозок — частными, зато расходы (в немалой степени) — государственными.

Если выяснится, что спрос на поездки недостаточен, угадайте с трех раз, попросят ли концессионеры еще денег из бюджета, чтобы компенсировать недостачу? И будет ли в этом случае увеличена плата за проезд?

Примеров тому, в том числе в Петербурге, немало, чего стоит один лишь Западный скоростной диаметр с его постоянно растущей стоимостью проезда и постоянными бюджетными вливаниями.

Еще один важный момент — терминал для поездов ВСМ в Петербурге хотят разместить на Лиговском проспекте. И ради этого готовятся снести исторические здания и уничтожить популярные, особенно у молодежи, лофты и общественные пространства. Градозащитники пытались их спасти, но Смольный продавил выведение этой территории из зоны охраны…

Иначе говоря, проект рождает больше вопросов, чем ответов.

Чиновникам, конечно, будет вдвое быстрее ехать из Москвы в Петербург и обратно. Но стоит ли это удобство таких расходов?

Увы, времена уже не те, что при строительстве первой ВСМ, и, видя личное одобрение президента и его поручения, мало кто решается возражать. Говорить, что деньги, которые собираются потратить на новую «стройку века», очень пригодились бы для медицины, образования, пенсионных и других целей. И напоминать, что на эти грабли однажды уже наступили.

Владимир Максимов