При всей своей унылости, новостная повестка не перестает удивлять. С одной стороны, помощник Алиса грозится поселиться прямо в ушной раковине, чтобы слушать вас было еще удобнее, с другой, несмотря на, казалось бы, официальные блокировки, беспрепятственно работают звонки в альтернативном клиенте для Telegram, а с третьей, как выясняется, российский банковский сектор — все еще островок свободы, если посмотреть внимательно.
Но начнем с конца, т.е. с банков. Когда в Сети появилась новость, что ФСБ требует от банков установить СОРМ — систему оперативно-разыскных мероприятий, возник логичный вопрос: где вы были эти 8 лет?
СОРМ — на нынешнем фоне изобретение древнее. В его первой ипостаси (СОРМ-1) — это банальная прослушка телефонных переговоров, существует лет 30 уже. СОРМ-2 — первый вариант тех самых ТСПУ у провайдеров. Информация о сетевом трафике передается напрямую в ФСБ, сами провайдеры только оплачивают интеграцию — никаких доступов к железке не имеют и знать не знают, чем интересуется товарищ майор. Ну а СОРМ-3 — это уже мощный программно-аппаратный комплекс с функциями накопления и анализа данных. Если совсем просто — СОРМ — совокупность технологий. Внутри — разные программы и железки, выпускаемые разными производителями.
Главная точка размещения СОРМ — операторы. Провайдеры или сотовые. Именно там большая концентрация коммуникаций. Из относительных нововведений — так называемые ОРИ — организаторы распространения информации. Типа мессенджеры, часть из которых безропотно присягнула режиму и установила соответствующее оборудование. Как условные «Одноклассники». Но тут, как выяснилось, банки — где тоже вполне идет бурная переписка в духе «Скинь мне 100 рублей, срочно» — были вне действия этой системы.