Сюжеты · Общество

«Репрессиям нет оправданий»

Ну, то есть, еще недавно не было

День памяти жертв политических репрессий на Бутовском полигоне в Москве. Фото: AP / TASS

«Я убежден, что память о национальных трагедиях так же священна, как память о победах. И чрезвычайно важно, чтобы молодые люди обладали не только историческими знаниями, но и гражданскими чувствами. Были способны эмоционально сопереживать одной из величайших трагедий в истории России. 

Два года назад социологи провели опрос — почти 90% наших граждан, молодых граждан в возрасте от 18 до 24 лет, не смогли даже назвать фамилии известных людей, которые пострадали или погибли в те годы от репрессий. И это, конечно, не может не тревожить. 

30 октября — это День памяти о миллионах искалеченных судеб. О людях, расстрелянных без суда и без следствия, о людях, отправленных в лагеря и ссылки, лишенных гражданских прав за «не тот» род занятий или за пресловутое «социальное происхождение». Клеймо «врагов народа» и их «пособников» легло тогда на целые семьи. 

Давайте только вдумаемся: миллионы людей погибли в результате террора и ложных обвинений, миллионы. Были лишены всех прав. Даже права на достойное человеческое погребение, а долгие годы их имена были просто вычеркнуты из истории. 

Но до сих пор можно слышать, что эти многочисленные жертвы были оправданы некими высшими государственными целями. 

Я убежден, что никакое развитие страны, никакие ее успехи, амбиции не могут достигаться ценой человеческого горя и потерь. 

Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни. 

И репрессиям нет оправданий». 

Это — о Дне памяти жертв политических репрессий, который отмечается в России 30 октября. Эти слова, разительно отличающееся от, как говорят, «тренда» последних лет, говорит не кто-либо из правозащитников или оппозиционных политиков, независимых журналистов или гражданских активистов. 

Это говорит президент Российской Федерации. Правда, это говорит президент Дмитрий Медведев. И говорит он это в октябре 2009 года — 16 лет назад. 

…День памяти жертв политических репрессий был учрежден в России — тогда еще РСФСР — Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 года № 1763/1-1, в один день с принятием Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий». Постановление подписал первый заместитель председателя Верховного Совета Руслан Хасбулатов (через 11 дней его изберут председателем парламента вместо избранного президентом Бориса Ельцина). 

Днем памяти жертв политических репрессий объявляют 30 октября — и неслучайно: в 1974 году именно в этот день в нескольких лагерях по инициативе Алексея Мурженко и Кронида Любарского узники объявили голодовку и зажгли свечи в память о погибших политзаключенных. 

И в тот же день в квартире Андрея Дмитриевича Сахарова его соратник Сергей Адамович Ковалев собрал пресс-конференцию для иностранных журналистов, сообщив об акции и представив им очередной правозащитный «самиздатовский» бюллетень «Хроника текущих событий». 

Акция «Возвращение имен». Фото: Влад Докшин

В декабре того же года Ковалев будет арестован за «антисоветскую агитацию и пропаганду», и проведение пресс-конференции станет одним из обоснований обвинения. Весной 1975 года суд приговорит его к семи годам лишения свободы и трем годам ссылки, после чего Ковалев лишь в 1987 году вернется в Москву… 

С 1974 года голодовки политзаключенных в этот день стали ежегодными, а во время перестройки в этот день проходили демонстрации в крупных городах. 

30 октября 1989 года — уже работал Съезд народных депутатов СССР — «живая цепь» людей встала вокруг здания КГБ на Лубянке и зажгла свечи, а прямо под мемориальной доской Юрию Андропову кто-то развернул плакат: «30 октября — День памяти политзаключенных». 

Акция прошла мирно, но часть собравшихся отправилась после нее на митинг «Демократического союза», на Пушкинскую площадь. И митинг этот был достаточно жестко разогнан ОМОНом. 76 человек были задержаны, осуждены по административным делам — 16, из них оштрафованы — семеро. Нескольких человек после разгона госпитализировали. 

Пройдет два года, провалится путч ГКЧП, будет демонтирован памятник «железному Феликсу» на Лубянке, а затем примут закон о реабилитации жертв политических репрессий и постановление о Дне памяти. 

С 2007 года начнется акция «Возвращение имен» — публичное чтение имен жертв политических репрессий. 

Первая акция прошла в Москве 29 октября 2007 года у Соловецкого камня, и первые имена «расстрельного списка» прочитал омбудсмен Владимир Лукин. Затем чтение имен стали проводить в других городах — и эта традиция не прерывается и по сей день, хотя время от времени участники акции сталкиваются с трудностями. 

Наблюдая тенденции последних лет, удивляешься, конечно, что этот день еще сохраняется в официальном календаре. 

Пока он есть, сохраняется и память о тех, кто стал жертвой политических репрессий, и память о том, что эти репрессии впоследствии все-таки были признаны преступлением, а жертвы — невиновными. 

Владимир Максимов 

P.S.

Последние петербургские новости не радуют: впервые за много лет, читать имена жертв политических репрессий будут только на одной площадке — в Левашово. Ни у Соловецкого камня, ни на других традиционных площадках чтение «не согласовано». На Левашовском кладбище пока еще можно. Важное слово «пока».