Сюжеты · Политика

США. Трамп. Год спустя

Американские заметки Павла Палажченко. Серия 1: шатдаун, туристы и снос части Белого дома

Павел Палажченко, спецкор «Новой»

Дональд Трамп. Фото: AP / TASS

Год назад, примерно в это же время, я приехал в Америку, чтобы написать для «Новой газеты» о последних неделях предвыборной кампании и об итогах президентских выборов. Результат — для одних неожиданный, для других желанный — известен: убедительная победа Дональда Трампа. Прошел год, я снова здесь. Как и тогда, буду писать о том, что вижу своими глазами, о впечатлениях, разговорах с людьми, их мнениях, надеждах и опасениях.

В Вашингтон я летел рейсом «Юнайтед Эрлайнз» из Парижа. Самолет — широкофюзеляжный Боинг 767 — был полупустой, что немного удивило меня. Не было очередей и на паспортном контроле, и это удивило еще больше. Очень быстро привезли багаж, и минут через сорок я был уже в гостинице. 

Объяснить незаполненный самолет и отсутствие очередей на границе можно было стечением обстоятельств, а можно — уменьшением туристического потока, и я не решусь сказать, какое из объяснений верное. Но

спад въездного туризма в США — реальность, я проверил цифры. Судя по тенденциям первых трех кварталов, в этом году число туристов из разных стран уменьшится на 6,3% — с 72,4 миллиона человек в 2024 году до 67,9 миллиона.

Среди причин — обвальное уменьшение числа гостей из Канады, жители которой обижены на Трампа за его упорное нежелание обратить в шутку свое обещание присоединить страну к США и довольно многочисленные инциденты на пограничном контроле, грозящие долгими мытарствами, а иногда и высылкой. 

Я оказался в Вашингтоне в начале третьей недели шатдауна — приостановки работы государственных структур из-за непринятия конгрессом бюджета. Причина — политические разногласия по финансированию субсидий, позволяющих покупать медицинскую страховку, которую иначе мало кто может себе позволить. Спор довольно запутанный, кто прав, кто виноват — разобраться трудно, демократы и республиканцы ругают друг друга. Закрыты или работают по минимуму министерства и ведомства, приостановлена выплата зарплаты сотрудникам федеральных органов, различных социальных пособий. 

Это не первый такой случай. На моей памяти было несколько шатдаунов — при Буше-старшем, Клинтоне, Обаме, Трампе-первом. Длились они от 3 до 35 дней, нынешний имеет все шансы побить рекорд.

Конечно, страна живет, катастрофы не произошло, и в конце концов будет найден компромисс. Вот только неясно, кто окажется виноват в глазах граждан. Борьба и политическое маневрирование идет вокруг этого. А людям уже приходится затягивать пояса.

В методистской (протестантской) церкви недалеко от моей гостиницы начали сбор пожертвований и продовольствия для нуждающихся семей. В основном это не скоропортящиеся продукты, предметы гигиены и тому подобное, складываемое в шкаф, откуда каждый может что-то забрать. 

Как же так? Ведь прихожане, в том числе моя вашингтонская знакомая Рита, люди не бедные. Большинство — госслужащие, им очень неплохо платят. Дело в том, объясняет Рита, что 

американцы «живут по максимуму». Как только доходы семьи возрастают, сразу появляются новые потребности. И всегда остается главная статья расходов — оплата ипотеки.

На образование детей обязательно надо откладывать. Одно, другое, третье — и на текущие траты остается не так уж много. И когда не перевели очередную зарплату, оказывается, что денег на счете банально нет (или в обрез), а в сбережения залезать не хочется. 

В воскресенье утром в церкви собираются люди. Помимо службы и воскресной (религиозной) школы для детей, здесь проходят разные встречи и дискуссии на темы, не обязательно связанные с религией. Острых политических проблем стараются избегать, но время от времени они выскакивают, особенно в неформальных разговорах. 

Снос восточного крыла Белого дома. Фото: Zuma \ TASS

В это утро говорили о сносе по решению президента восточного крыла Белого дома. На его месте будет построен огромный «бальный зал» (вообще-то не бальный, а для государственных приемов, обедов и банкетов), площадь и объем которого в полтора раза превышает оставшуюся часть Белого дома. Судя по сообщениям в СМИ и моим разговорам, нравится это далеко не всем. Как и в других, более важных вопросах, Трамп действовал быстро, с налета, без оглядки на возражения разных комиссий и общественности. По телевизору целый день показывают «шар-бабу», обрушивающую стены пристройки, экскаваторы, убирающие обломки, которые отвезут для сооружения холмов на строящемся поле для игры в гольф. Все идет в дело.

А на следующий день разговоры уже о другом. Близкий соратник Трампа (правда, в свое время уволенный за злоупотребления и даже немного отсидевший) Стив Бэннон заявил в интервью, что Трамп обязательно будет баллотироваться в 2028 году на третий президентский срок. А как же 22-я поправка к Конституции, которая это запрещает, спрашивают его? Есть альтернативные варианты, отвечает Бэннон, придет время — мы их обнародуем. Журналисты набрасываются с вопросами на Трампа, который уже садится в самолет, чтобы лететь с визитами в Азию. Трамп отвечает отрицательно, но вроде бы намекая, что «есть нюанс». 

Пока на этом разговор кончается. Главное, Трамп, как всегда, как каждый день, — в центре внимания.