26 октября на совещании с командующими фронтовыми группировками Владимир Путин поручил начать развертывание ракетного комплекса «Буревестник» после успешного завершения его испытаний. Крылатая ракета «Буревестник» с малогабаритным ядерным двигателем испытана 21 октября и по дороге выполняла сложные маневры по вертикали и горизонтали.
На севере Норвегии давным-давно построен очень мощный радар специально для отслеживания всех испытательных пусков с полигона Баренцева моря. Поэтому для НАТО это была уже не новость. Но это, несомненно, была неожиданность.
Лишь шесть суток спустя норвежская разведка официально подтвердила все цифры, которыми козырял Путин перед генералами: действительно, 21 октября «Буревестник» пролетел 14 тыс. км за 15 часов. При этом место пуска пока неизвестно. Есть вероятность, что на полигон Новая земля «Буревестник» прилетел с другой точки земного шара. Хотя норвежцы уверяют, что и пуск состоялся именно там.
Никакой адекватной реакции прессы первые двое суток после сообщения не было. На мой взгляд, это было связано с огромным количеством статей от скептических до высокомерных в прошлом — о том, что Россия блефует: у нее нет ни научных заделов, ни денег, ни промышленных ресурсов, чтобы осуществить такой проект. Были подобные статьи и в российских СМИ. А событие действительно войдет в историю технологий.
Через четыре месяца минет семь лет, как Владимир Путин объявил миру о создании в России крылатой ракеты «Буревестник» с ядерной энергетической установкой в качестве привода малогабаритной авиационной турбины. Идея была не новая, но слова сочли хвастовством. Они вызвали глубокое недоверие в НАТО (туда и было адресовано послание).
Теперь «Буревестник» уже имеет официальный индекс ГРАУ — 9М730, а также кодовое обозначение НАТО — SSC-X-9 Skyfall. Его история тесно сопряжена с разработками компактных ядерных реакторов для космических аппаратов в СССР в 1970‒1990-х годах. Они шли, не прекращаясь, и на орбиту взлетали все более мощные реакторы с термоэмиссионными преобразователями (устройства, преобразующие тепло в электричество). Электрическая мощность аппаратов была невысокой, до 7 киловатт: более не позволял принцип термоэмиссии.