Сюжеты · Культура

Неправильно ты, дядя Федор, студией руководишь!

Приведет ли смена собственников на «Союзмультфильме» и «Ленфильме» к передозировке патриотизма на экранах

Фото: Арина Антонова / ТАСС

Смена хозяев крупных российских киностудий призвана решить, в первую очередь, финансовые вопросы. Вместе с этим власть пытается усилить идеологический напор в сфере культуры. Одни киностудии государство национализирует, другие — наоборот, приватизирует, но результата пытается добиться одинакового: производства политинформации и стерильных продуктов, которые не должны быть убыточными.

Вырежем всех врагов

Российская киноотрасль по-прежнему находится в состоянии унылом. Голливудским кино нашего зрителя кормят в малых дозах: санкции действуют с 2022 года, и далеко не все фильмы доезжают до России. Кино, которое всё же готовы показать российскому кинолюбителю, теперь тщательно отсматривается чиновниками: нет ли где геев*, сатанистов*, каких-нибудь «фейков» или «дискредитаций». Судя по тому, что фильму — победителю Канн-2025 «Простая случайность» иранца-диссидента Джафара Панахи и документальной ленте аполитичной уроженки Львова Любови Аркус «Родители тут рядом» отказались выдать прокатные удостоверения, и без того сомнительные критерии окончательно размылись. 

Теперь главный критерий оценки фильма в Минкульте — не вызывают ли его создатели аллергии у высочайшего начальства, а заодно у всяческих активистов типа «Сорока сороков», «Ветеранов…», «Отцов…» и прочих, готовых настучать на нехорошую картину или ее неправильных создателей.

Из уже существующих произведений активно вырезаются целые куски и даже сюжетные линии. Новые технологии применяют для того, чтобы зритель на экране ни в коем случае не узнал, например, Максима Виторгана. В общем, есть на что потратить деньги.

Подобная цензура отличается не только своей моральной низостью, но и добивает отрасль финансово. Зрители и так мало ходят в кинотеатры — киносети начали стонать еще до пандемии, которая по российской кассе ударила совсем больно. Но конец пандемии не стал финансовым ренессансом для кинотеатров: граждане подсели на интернет-платформы, которые, конкурируя между собой, привлекают клиентов акциями с символическими ценами на подписки. С поставленной еще Мединским задачей снимать прибыльное кино чиновники от культуры в этих условиях не справляются: это попросту нереально.

С политинформацией между тем не лучше. Вышедший в сентябре фильм «Толерантность» с Захаром Прилепиным в главной роли, «разоблачающий» загнивающую Европу, собрал смехотворную даже на фоне общего кинокризиса аудиторию: в кинотеатрах его посмотрели 312 россиян. Несмотря на многочисленные гранты и помощь фондов, которой Z-активисты наконец добились, они продолжают жаловаться, что актеры неохотно идут сниматься в «патриотическое» кино. Но хотя в «Толерантность» удалось позвать Сергея Чонишвили и Михаила Горевого, это фильму не помогло.

«Ленфильм»: провалы от Халхин-Гола до Сирии

Убыточные студии советского образца — еще одна проблема отрасли. «Ленфильм», влачивший в последние десятилетия безрадостное существование, теперь передали в собственность Санкт-Петербурга. Пережившему блокаду кинопредприятию надлежит стать «всероссийским центром создания патриотического и исторического кино». Министерство культуры обещает оказать всяческое содействие и поможет в составлении антикризисного плана. Каким должен быть этот план, представить себе сложно: студию нужно вытаскивать из конкретного болота, а ей на шею повесили очередной камень, по сути обязывающий клепать фильмы-политинформации. «Толерантность» — не единственный пример того, что зритель не хочет добровольно платить деньги за идеологические нарративы, бесплатно льющиеся в лошадиных дозах с ТВ и всех прочих мест.

Фото: Замир Усманов / ТАСС

Впрочем, продюсеры и режиссёры уже подстроились под новые (точнее, хорошо забытые старые) реалии и научились продавать почти всё под соусом патриотизма и «традиционных культурно-нравственных ценностей». Заявки на госфинансирование кинопроектов нафаршированы цитатами из речей Путина, но это вовсе не говорит о том, что конечный продукт будет непременно нудной опостылевшей пропагандой. Просто иначе теперь не получить деньги.

Спасти «Ленфильм» лично Путина просил режиссер Александр Сокуров, дрейфующий отнюдь не в фарватере нынешней власти и споривший с главой государства, в том числе, на весьма чувствительные для того темы. Александр Николаевич много раз посылал наверх сигналы SOS по поводу «Ленфильма» и был в итоге услышан Путиным на вечере памяти Анатолия Собчака в феврале 2025 года.

Студия действительно стала почти банкротом. В ней постоянно сменялись гендиректоры и состав совета директоров, на помощь призывали влиятельных и успешных в киноиндустрии фигур вроде Фёдора Бондарчука, но не помогало ничего.

Ни одна картина «Ленфильма» не окупилась. Фильм Игоря Угольникова «Учености плоды» с Сергеем Безруковым при бюджете 219 миллионов в прокате принес чуть больше трех.

Сергей Безруков в фильме «Учености плоды»

В 143 миллиона обошлось создание фильма Сергея Снежкина «Контрибуция» с Максимом Матвеевым и Елизаветой Боярской, а его кассовые сборы составили 5,7 млн. И всё в таком духе. Что приносило студии деньги — так это сдача помещений в аренду. Но и этого хватало только на текущие расходы. А единственным прибыльным «проектом» стала продажа в 2020 году части недвижимости на 1,5 млрд рублей — это позволило залатать дыру, но потом она стала снова разрастаться. В итоге назначенный на роль ленфильмовского Бэтмена (председателя совета директоров) Бондарчук отказался от провальной роли в декабре 2024 года, сославшись на занятость в других проектах. Тогда же студию возглавила Надежда Андрющенко.

До передачи питерской мэрии «Ленфильм» был в собственности Росимущества. В августе ведомство через суд обязало киностудию выплатить 2,6 млн рублей дивидендов.

В таком положении только и остается что заниматься «патриотическим воспитанием». Эту стезю, надо сказать, «Ленфильм» осваивает уже давно. Но даже в вопросе простого освоения бюджета ничего не получается. Однажды президент Монголии предложил Путину снять кино про события на Халхин-Голе. Путину понравилось: там началась карьера Георгия Жукова как военачальника — тут вам и нужные скрепы с милитаристским акцентом, и международное культурное сотрудничество. «Ленфильм» взял заказ и сразу сделал приятное па в адрес Мединского — попросил консультаций, «чтобы не исказить историческую действительность». Консультантом выступили структуры главы СВР Сергея Нарышкина — Российское историческое общество и фонд «История Отечества». Сценарий был написан, но фильма никто так и не увидел. А затраты были. «Ленфильм» пытался отобрать у Сергея Снежкина уже выплаченный ему гонорар за сценарий, но питерские суды встали на сторону автора — студии пришлось смириться и с этой финансовой потерей.

«Союзмультфильм»: Суворов вместо Матроскина

Если деятельность «Ленфильма» в последние годы представляла собой нелепую патриотическую драму, то для описания недавней приватизации «Союзмультфильма» подошел бы больше жанр триллера. Приватизацию планировали по меньшей мере 15 лет: в 2019 году появилась информация о том, что студию хочет купить «Сбер», а в 2021 году под этот процесс ФГУП переоформили в АО, оставив до поры до времени все акции у Росимущества.

24 февраля 2022 года против «Сбера» были оперативно введены санкции США, 6 апреля — полные блокирующие санкции. Через пару лет банк более-менее вошел в русло после потери зарубежных активов, и о сделке по «Союзмультфильму» заговорили вновь. В конце сентября 2025 года государство его, наконец, продало, и в РБК появилось сообщение со ссылкой на Минфин, что новым владельцем студии стал «Сбер». Однако ведомство тут же свой комментарий отозвало.

Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ

Попытка сохранить секрет Полишинеля, скорее всего, связана всё с теми же санкциями: российская анимация рассчитывает на международный рынок, а подсанкционный владелец может этому сильно помешать.

Приватизация принесла в госбюджет более миллиарда рублей. При этом очевидно, что контроль за студией у власти остался. Со «Сбером» «Союзмультфильм» сотрудничал и до приватизации: с компанией SberDevices был разработан детский режим «умной колонки», в котором реплики озвучены голосом Кота Матроскина.

Над чем сейчас работает студия? Глобальный проект у «Союзмультфильма» — сотрудничество с писателем Сергеем Лукьяненко. Эта коллаборация еще в прошлом году бросила вызов вселенной Marvel: Лукьяненко обещал создать свою вселенную супергероев с отечественными архетипами — от Левши до Ихтиандра. Слегка забуксовал фильм-приквел о молодости Кота Матроскина (с его жизнью до встречи с Дядей Федором планировали ознакомить россиян в 2026-м, но перенесли на 2028-й).

При этом повсеместное внедрение ИИ — фактор скорее негативный для индустрии в целом. Создатель Масяни Олег Куваев** уже вовсю демонстрирует возможности компьютера — а это значит, что не обделенный талантом человек сможет запросто обойти в создании мультиков самую мощную студию.

В этом смысле государство вовремя избавилось от «Союзмультфильма», при этом предусмотрительно оставив себе его золотую коллекцию.

На мультики не было особенной идеологической нагрузки даже в советские годы. А в наше время анимация закрывает долг перед госидеологами тем, что делает упор на русских народных героев (Илья Муромец и др.). Никаких больше Карлсонов и Винни-Пухов из стран НАТО. Вместо Гарри Поттера — инженер Гарин, тоже из вселенной Лукьяненко. Вместо пингвинов с польскими фамилиями — проверенные временем Иван Царевич и полководец Суворов, говорящий голосом Хабенского. Старого доброго Винни, впрочем, не сдали в утиль — он отправлен на агитационную работу: из любимого россиянами медвежонка с разрешения студии сделали 3D-стикеры, которыми привлекают в госмессенджер MAX.

Приватизация «Союзмультфильма» вряд ли повлияет на взятый курс на «патриотическое воспитание молодежи». В самих русских героях нет ничего плохого — и, более того, в последние годы у российских аниматоров получаются про них мультики легкие и с юмором. Но очевидно: чтобы так было и дальше, чтобы появлялись новые Волк и Заяц, новые Маша и Медведь, продюсеры и художники не должны чувствовать над собой дамоклов меч идеологических обязательств. 

* ЛГБТ — признано экстремистским движением, деятельность которого запрещена в РФ.

** Минюст РФ считает «иноагентом».