Господин Саркози покинул свое совместное жилье с Карлой Бруни в XVI округе Парижа около 9.20 утра и отправился — сопровождаемый кортежем мотоциклов в парижскую тюрьму Санте, расположенную на другом конце города, в 5 с лишним километрах.
Около дома его ждали, по оценке «Новой», около тысячи верных сторонников, кричавших «Позор правосудию!», «Николя, мы тебя любим!» и «Саркози — президент!». Кроме того, плотно сбившиеся в переулке перед домом буржуа (пришедшие проводить своего кумира по призыву его сыновей) пару раз затянули «Марсельезу».
Незадолго до 10 часов он прибыл в тюрьму, где у него будут несравненно лучшие условия, чем у подавляющего числа остальных заключенных. Господин Саркози — в отличие от многих — будет находиться в так называемом «отделении для уязвимых» заключенных на три десятка мест — он будет изолирован от остальных, чтобы не допустить агрессии и оскорблений в его адрес,
будет жить в одноместной 11-метровой камере с плитой, холодильником, радио и телефоном, в который занесли несколько предварительно одобренных администрацией номеров. Кроме того, он будет иметь право на три встречи в неделю со своими близкими.
Адвокаты экс-президента — продолжающие настаивать на невиновности Саркози по «ливийскому делу» — подчеркивают при этом, что условия его содержания «ничем не будут отличаться» от «стандартных» (и это правда, если говорить о количестве свиданий и возможности звонить по одобренным номерам).
Но наблюдатели подчеркивают, что мало кого из заключенных за несколько дней до отправки в тюрьму принимает в Елисейском дворце президент Франции (Макрон разговаривал с Саркози 17 октября более часа). Кроме того, мало кому из заключенных еще до посадки дается публичное обещание главы министерства юстиции навестить его в тюрьме — Жеральд Дарманен, хоть и бывший сотрудник Саркози, но особо подчеркнул, что посетит его именно как министр.
Профсоюзы магистратов (как судей, так и прокуроров) видят в таких знаках внимания со стороны высшего руководства страны «намеки» на то, как именно должны себя вести судьи по отношению к бывшему президенту.
Генеральный прокурор при кассационном суде Реми Эйтц сегодня утром, давая интервью Franceinfo, сказал, что «не хочет» комментировать встречу президента Макрона с Саркози, но все-таки подчеркнул, что визит министра юстиции может повлиять на судей.
«Существует риск, что такой визит будет воспринят магистратами и общественностью как своего рода препятствие на пути к достижению необходимого спокойствия» перед предстоящими судебными разбирательствами по ливийскому делу (в частности апелляционным процессом, который, вероятно, пройдет в 2026 году), «и, следовательно, может поставить под угрозу независимость магистратов», — сказал высокопоставленный прокурор.
Кроме того, судьи должны будут принять еще одно решение уже очень скоро: адвокат экс-президента Кристоф Энгрен подтвердил в интервью BFMTV, что прямо сегодня подаст ходатайство о досрочном освобождении своего подзащитного из тюрьмы (согласно статье 144 УПК), и ответ на это ходатайство должен быть дан в срок не более двух месяцев. Однако исходя из практики, это обычно занимает около месяца. И «если только нет намерения любой ценой удерживать его в заключении, юридически не существует критериев, оправдывающих его дальнейшее содержание под стражей», — заявил адвокат.
При этом выпуск на свободу формально не означает окончания отбывания наказания — теоретически Саркози может вернуться в тюрьму в случае, если его вина будет подтверждена в апелляционной инстанции. Кроме того, как минимум до вынесения апелляционного приговора бывший глава Французской республики также будет считаться осужденным по этому делу.
Напомним, 25 сентября Саркози был признан виновным в «участии в преступном сообществе» с целью подкупа высокопоставленных государственных должностных лиц при поддержке иностранных деятелей, в частности режима Муаммара Каддафи, для «тайного финансирования своей президентской кампании 2007 года».
Мотивируя решение о заключении бывшего президента под стражу, несмотря на поданную им апелляцию, судья отметила: «Преступная группа, которую Николя Саркози создал вместе с Клодом Геаном, Брисом Ортефё (приближенными Саркози, которых он в разное время назначал министрами — Ю. С.) и [франко-ливанским аферистом] Зиадом Такиеддином (умер за два дня до приговора — Ю.С.), имела целью подготовку коррупции на самом высоком уровне <…>. Эта группа занималась согласованием финансирования от иностранного государства в обмен на прекращение судебного преследования человека, осужденного во Франции за терроризм [Абдалла Сенусси, зять Муаммара Каддафи], и поддержание [дипломатических] отношений с Ливией».
В приговоре подчеркивается: «Речь идет о деяниях исключительной тяжести, способных подорвать доверие граждан к тем, кто их представляет и должен действовать в интересах общества и институтов Республики». Судья также отметила, что эти действия были совершены ради того, чтобы Саркози занял высший пост во властной иерархии Франции.
За пару дней до того, как отправиться в тюрьму, бывший глава государства «по секрету» сообщил дружественной газете Le Figaro о том, что собирается написать книгу о своем пребывании за решеткой.
«Я уже знаю эпиграф», — сообщил плодовитый автор, для которого выпуск книг (их уже было 15) является не только способом поддерживать свой пиар, но и еще одним способом заработка. Две крупные компании, в совете директоров которых он состоит, уже сообщили, что сохранят за ним его «рабочее место» в ожидании скорого освобождения.
В этом случае, к слову, господин Саркози, несмотря на свои действительно выдающиеся способности, может не успеть выполнить одну из поставленных им самим перед собой задач — «перечитать» роман «Граф Монте-Кристо» и «биографию» Иисуса авторства Жан-Кристиана Птифиса.
Во время «прощальной вечеринки», которую осужденный Саркози устроил в начале октября, он сравнил себя с несправедливо пострадавшим (но отомстившим своим обидчикам!) Эдмоном Дантесом.
Несмотря на всю суровость французского правосудия (особенно по отношению к экс-президенту), есть основания надеяться, что оснований для сравнения его со Спасителем у последователей Николя Саркози не появится.