Комментарий · Общество

Вопрос не на «ВАЗе», а в бюджете

О введения нового утильсбора для автомобильного рынка и о причинах народного гнева рассуждаем с таможенным юристом

Валерия Федоренко, собкор «Новой»

Владивосток. Во время утилизации автомобиля. Фото: Юрий Смитюк / ИТАР-ТАСС

3 октября завершился сбор отзывов и мнений о новых ставках утилизационного сбора на импортные авто. На момент сдачи текста под проектом изменений в постановление правительства граждане страны поставили 642 отметки «нравится» и 116 939 — «не нравится», и количество недовольных продолжает расти (отреагировать можно, несмотря на то что публичное обсуждение закончено).

Немудрено — утильсбор на популярные машины мощностью более 160 л.с., а также на гибриды и электрокары подорожает кратно. Например, Toyota Rav4 моложе трех лет станет дороже на 750 тысяч рублей, Volkswagen Tiguan — почти на 800 тысяч, Geely Monjaro — почти на 840 тысяч, Kia Sorrento — почти на 2 миллиона, Hyundai Palisade — без малого на 2,2 миллиона. А ведь это вовсе не авто премиум-класса, а вполне себе транспортные средства для граждан среднего или выше среднего класса. И это при том, что фактически в России эта услуга не оказывается, а даже если бы оказывалась — какое вообще отношение лошадиные силы имеют к утилизации?

Проголосовать и высказать свое мнение развернуто можно было, только авторизовавшись через «Госуслуги» на федеральном портале проектов правовых актов.

Есть ли еще надежда, что Минпромторг одумается? Кому новые ставки утильсбора на руку, а кого они убьют? Вырастут ли от этого продажи у «АвтоВАЗа»? И почему нельзя говорить о том, что протестуют только дальневосточники? Об этом «Новая» беседует с таможенным юристом Евгением Антиповым.

Евгений Антипов. Фото: соцсети

Отечественному автопрому это не помогает

— Повышение ставок утилизационного сбора — казалось бы, вещь неминуемая. Их уже подсчитали, против них уже протестуют автомобилисты. Но никто официально не заявлял ни о сроках, ни о самом повышении.

— Варианты принятия поправок в постановление правительства могут быть разными. Очевидно, что по интернету расходится негатив, в телеграм-каналах блогеры с различной позицией по базовым вопросам активно выражают свое мнение против. Инициатива набрала первые 65 тысяч отрицательных отзывов, была снята с голосования и запущена заново — и набрала более 110 тысяч, скажем так, «дизлайков» (и всего чуть более 600 «лайков» — диспропорция очевидна).

Вполне возможно, что поправки просто не примут. Понятно, что это борьба определенной группы за свои интересы. Плюс-минус понятно, что это за группа. Вопрос лишь в том, насколько те, кто лоббирует ее интересы, будет учитывать реальный народный хейт. Насколько далеко они готовы зайти? Могут, например, быть внесены поправки в уже принятые поправки, и дополнительные увеличительные меры просто отложат. Примут с 1 ноября, но введут лестничный порядок введения или просто сдвинут сроки на год, чтобы «замариновать». Как было с введением обязательной установки кнопок ГЛОНАСС, которое для дальневосточников откладывали.

А могут принять как есть.

Кому это надо?

— На Восточном экономическом форуме участники рынка не скрывают: поднятие ставки утилизационного сбора сыграло на руку тем, кто задействован в работе с отечественным автопромом…

— Автопрому как таковому это не помогает. Утилизационный сбор изначально не для того вводился. Давайте не валить все в кучу. Начнем с того, что это сбор, специализированная разновидность платежа. Формально — за оказание услуги по утилизации транспортного средства в случае вывода его из эксплуатации.

Я уже не говорю о том, что фактически эта услуга в стране не оказывается с момента введения утилизационного сбора в 2012 году. Его появление связано, собственно, со вступлением России в ВТО. По сути, он явился обходным маневром российских властей. Мы тогда не смогли согласовать заградительный тариф в виде обычных таможенных пошлин на автотранспортные средства. Поэтому как бы обманули ВТО, введя утильсбор, который формально таможенным платежом не является, но компенсирует таковой. Однако если бы кто-то возмущался, аргумент у России оказался бы железным: мы боремся за экологию, ввели дополнительный экологический сбор. Все же в мире в последние несколько лет носятся с зеленой повесткой, так что в ВТО хорошо восприняли этот шаг. 

И все сделали вид, что не замечают, что в стране нет предприятий по утилизации. И фактически услуга до сих пор не оказывается, процесс не налажен. И все внутри страны это понимают.

Один любопытный персонаж, гражданин России, однажды попытался сдать машину на утилизацию. Не смог. И в связи с тем, что у него отказались ее принимать, он обратился в суд — дошел до Верховного суда. Пока он судился, в законодательство внесли поправки: создали уполномоченных операторов, которые способны принять авто на утилизацию, фактически разрешили это делать частным организациям.

Получается, что с точки зрения целесообразности все как будто бы красиво, а по сути — слишком дорогая компонента для услуги, которая фактически не оказывается.

Налоги и сборы на автопром в России уже сейчас очень велики. Приведу пример. Модель Haval Dargo в КНР в максимальной комплектации стоит около двух миллионов рублей на наши деньги. У нас в салоне продается за три с половиной. И не потому, что китайцы сильно жадные, а из-за нашего таможенного, налогового и прочего законодательств, которые приводят к удорожанию авто более чем вполовину.

В публичном пространстве, правда, часто звучат мнения о том, что эта мера стимулирует отечественного производителя. Но давайте не забывать, что утилизационный сбор существует и для российских производителей тоже. Просто в итоге его закладывают в цену товара. Так что потребитель платит всегда.

— Ведь российские автопроизводители получают субсидии от государства для компенсации части затрат по утильсбору.

— А это уже другой вопрос. Формально субсидии не связаны с этим платежом. Но да: все животные равны, однако некоторые равнее. Определенная группа автопроизводителей, имея точки входа в правительство, добилась для себя преференций. Фактически сбор этим автопроизводителям компенсируется.

На сегодняшний день интересанты на удорожание утильсбора очевидны: «АвтоВАЗ», группа заводов Great Wall Motors, производящих ряд моделей китайских автомобилей, «Автотор», «Моторинвест» и т.д. В условиях существенного удорожания импортируемых из-за рубежа машин они в любом случае сделают наценку на свои товары. Хотя и субсидию получать продолжат.

Не Дальним Востоком единым

— На Дальнем Востоке с автомобилями так или иначе связаны многие: это импорт машин, растаможка, сервис и тюнинг. Поэтому (знаем по опыту, в том числе — массовых протестов 2008 года, когда наступали на хвост импортным автомобилям) рынок и население на Дальнем Востоке всегда на это довольно остро реагируют.

— Ну давайте так. В Приморье не живет и двух миллионов человек, на всем Дальнем Востоке — хорошо, если наберется восемь миллионов. Это при огромных масштабах региона чуть больше пяти процентов населения страны. Сколько реально человек включено в работу с транспортными средствами? Для макрорегиона, возможно, критичное число. В масштабах страны — капля в море. Любое решение правительства по части налогов и сборов для граждан всегда отрицательное. Прямо или косвенно и повышение ставок утильсбора повлияет на многих граждан. Покупателями транспортных средств с рынков Кореи, Японии, даже Китая сегодня являются далеко не только жители востока России.

— Запад страны, по ощущениям, спокойнее относится к автомобилям, произведенным или собранным в России…

— Мы не знаем, как кто реагирует. Полагаю, что внятной социологии на этот счет нет. Могу судить по отзывам и цифрам: «дизлайк» на проект поправок ставят ведь далеко не только жители Владивостока! И телеграм-каналы, в том числе провластные, которые крайне негативно отзываются об эти поправках, — в основном с федеральной повесткой. И никто из них не поднимает вопрос о том, что, мол, надо помочь дальневосточникам, потому что у них там, на Дальнем Востоке, какие-то фирмы закроются. Да плевать всем, к сожалению, на Дальний Восток. Потребитель выражает беспокойство. И в основном этот потребитель — западной России.

Как бы кто лично ни относился к деятельности правительства, там сидят люди, которые плюс-минус понимают и оценивают риски. Видимо, остро стоит вопрос собираемости платежей. Цель правительства, так или иначе, — пополняемость бюджета. Но, как обычно, есть участники рынка, которым такое решение сыграет на руку, поэтому они его лоббируют.

Мнения опрошенных мной участников внешнеэкономической деятельности сходятся: многие организации, оказывающие услуги по импорту авто, сразу закроются. Импортеры, таможенные брокеры, лаборатории закроются, хлопнется рынок автозапчастей и СТО, станет меньше работы для перегонщиков, перевозчиков. Цепочка тех, кто зарабатывает деньги в этой сфере, довольно длинная. И что с этими людьми делать дальше, когда они лишатся доходов, непонятно.

Хотя вы правы: дальневосточники очень чувствительны к тарифным и нетарифным ограничениям, связанным с импортными авто (в нашем случае речь в основном о японских машинах). Я еще помню время, когда приличную Honda Fit можно было привезти за 500 тысяч рублей, а в результате очередного повышения платежей она резко начала стоить 750 тысяч и многим оказалась не по карману. Критичное подорожание для человека, который копит 500 тысяч на большую покупку. Это ведь не тот случай, когда «Мерседес» стоил 10 миллионов, а стал стоить 12, — скорее всего, пользователи такого рода автомобилей смогут где-нибудь отыскать еще два миллиона.

Будет обвал рынка. Но машины все равно повезут — кто-то пересядет на марки, не подпадающие под действие поправок.

Стараниями правительства сегодня автомобиль из средства передвижения может превратиться в роскошь.

Увеличение утильсбора всегда влечет за собой удорожание импортных машин. Но ведь и «АвтоВАЗ» на свои изделия цены повышал! Протекционистская логика здесь не работает, увы. Ладно бы, если б старая Honda Fit стоила два миллиона, а новая замечательная «Лада Веста» — 500 тысяч! Тогда потребитель бы задумался. А так — дорожает все. И какой в этом смысл? На чем вы манипулируете? Доступнее же китайские или российские авто не становятся, продажи не растут, тем более производство не развивается. У «АвтоВАЗа» или, допустим, Haval продажи от этого не вырастут.

Однако же, я подчеркну, бывали случаи, когда откладывали срок действия постановлений, вводили послабления и ограничения для отдельных категорий лиц. Посмотрим, как произойдет сейчас.