Бег без стимула
«Структурная трансформация» действительно совершилась: производственные мощности, оставшиеся в наследство от «советской промышленности», загружены, человеческие ресурсы задействованы «до упора» — без увеличения производительности труда расти дальше пока некуда, но кто сказал, что хозяева РФ-экономики заинтересованы в ее росте (т.е. увеличении реального потребления)?
Роберт Солоу замечал, что «нет такого экономического закона или принципа, который утверждал бы, что экономика «без роста» не может существовать и процветать. Нигде не написано, что для рыночной экономики выбор заключается в том, что она должна либо расти, либо умереть, — это неправда».
Подъема экономики действительно никто не ждет.
Базовый сценарий прогноза социально-экономического развития закрепляет режим низких темпов роста ВВП. Экономика остывает до 1% в 2025 году (после 4,3% в 2024-м) и плавно дрейфует к вялому росту в 1,3% в 2026-м при инфляции, замедляющейся примерно к 4%. Формально это «мягкая посадка», но ее цена — сжатие спроса.
В то же время после трех лет накачки экономики за счет правительственных расходов — бюджетный импульс составил около 10% ВВП в 2022–2024 годах, теперь этот импульс сокращаются до 1,7–1,8% ВВП. Инвестиции при таком плане в 2026 году уходят в минус (сокращение на 0,5% против роста в 3% годом ранее). Это говорит о том, что процентные ставки останутся высокими и частный спрос фактически вытеснится государством.