Сюжеты · Общество

«У меня на попечении было 16 животных. Их усыпили»

Письмо из СИЗО Арины Ивановой — о потерянной мечте, сломанных планах и пяти годах за один пост

Андрей Карев, корреспондент судебного отдела

Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

В августе Арину Иванову из Кузбасса осудили на пять лет по «фейковой» статье (п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК) за пацифистский пост. Ее судебный процесс прошел незамеченным: ни одной публикации в СМИ, ни поддержки, ни публичных заявлений в ее защиту. Арину случайно обнаружили правозащитники из ОВД-Инфо* в СИЗО Новокузнецка — написали ей письмо. В ответ она призналась, что не ожидала никакой весточки из «внешнего мира», и попросила лишь об одном: чтобы о ее деле узнали люди.

О самой девушке известно не много. В письме «Новой» она рассказала, что длительное время работала флористом, потом решила заняться любимым делом — стать кондитером. Занималась волонтерской деятельностью — спасала бездомных животных. 

Арина пишет, что арест для нее не стал неожиданностью. Ее дважды привлекали к административной ответственности за посты на ее странице во «ВКонтакте». А уголовное дело возбудили за один единственный пост. Куйбышевский суд Новокузнецка приговорил Арину к пяти годам заключения. В тексте решения указано, что пост был сделан «по мотивам политической ненависти» и представлял «общественную опасность» из-за того, что публикацию могли прочитать неограниченное число пользователей.

Сейчас Арина ожидает рассмотрения ее апелляционной жалобы на приговор. Юридическую помощь девушке оказывает адвокат от ОВД-Инфо. Правозащитники также организовали для Арины передачу в СИЗО.

Вот что она написала оттуда.

Арина Иванова. Фото: соцсети

Иванова Арина Сергеевна, 1989 г. р.

ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Кемеровской области

До 2022 года у меня была самая обычная жизнь: дом, работа, занятие волонтерской деятельностью, а свободное время посвящала любимому хобби — кулинарии. Я более 15 лет проработала в мире флористики, создавая руками то, что радовало других людей. Но все когда-нибудь заканчивается, и, поняв, что мой творческий потенциал в этой сфере исчерпан, я решила, что пришло время попробовать себя в чем-то новом. Я считаю, что работа должна приносить радость (желательно не только мне), а учитывая, что создание десертов всегда приносило мне особенное удовольствие, родилась идея стать кондитером. 

Но февраль 2022-го внес свои коррективы в мои планы… Для меня события этого года стали настолько сильным потрясением, что для того, чтобы стабилизировать свое эмоциональное состояние, мне пришлось обратиться за помощью к психотерапевту. Естественно, все планы по освоению новой профессии пришлось отложить на неопределенный период. В это время для меня своеобразным спасением стало спасение бездомных животных, и я с головой ушла в волонтерскую деятельность. Это позволяло отвлечься от происходящего вокруг. 

Сейчас тема животных для меня крайне болезненна.

На момент моего ареста на моем попечении находилось 16 животных, которые нуждались в особом уходе и лечении. Увы, кроме меня, они оказались никому не нужны и их усыпили. Я всегда буду винить себя, что не смогла их уберечь!

Вообще очень тяжело осознавать, что даже если случится чудо и мне снова удастся оказаться на свободе, прежней жизни уже не будет. Многого и многих уже не вернуть. Да и сама я уже никогда не буду прежней. Тюрьма навсегда оставит свой след.

До своего ареста я себе совсем не представляла, как устроена жизнь заключенных. Я никогда с этим миром не соприкасалась, и для меня это была какая-то параллельная вселенная. Но судьба распорядилась так, что я сама стала частью этого мира. 

Это непростой опыт, если к особенностям тюремного быта можно адаптироваться, то к менталитету большинства окружающих меня людей привыкнуть сложно. Это неплохие люди, но их моральный облик и их образ жизни для меня совершенно чужд. Находиться в таком обществе 24 часа в сутки без возможности хоть как-то уединиться — тяжело. Но я считаю, что люди приходят в нашу жизнь не просто так, и значит, для чего-то мне нужно было оказаться в таком окружении. 

Вообще я думаю, что мне очень повезло. Ведь несмотря на то, что меня сейчас окружают чужие во всех смыслах люди, они по-своему стараются меня поддержать. За все время моего нахождения в СИЗО я ни разу не встретила плохого отношения к себе, в том числе и от сотрудников. Я очень благодарна им!

Мой арест не стал для меня неожиданностью. В этом плане я не питала иллюзий, что меня это минует. Но даже учитывая, что я морально к этому готовилась, все обернулось для меня огромным стрессом. Этот день мне потом долго снился в кошмарах. Так что я в слезах просыпалась от собственного крика. И лишь со временем, благодаря неравнодушным к моему состоянию сокамерницам и их поддержке, мне удалось справиться и взять себя в руки.

Пока длился судебный процесс, была надежда, что здравый смысл возобладает, и это придавало мне сил. Сейчас же, после вынесения приговора, накрыла апатия, и руки опустились. Ведь такой срок — пять лет — это полностью сломанная жизнь! 

На самом деле, такой вердикт суда удивил всех. Никто не верил, что за такой пустяк, как безобидный пост, могут дать реальный срок. Но получив на руки текст приговора, я удивилась еще больше, складывалось впечатление, что судья решила себя не утруждать работой и не вникать в материалы дела. Искажены как показания свидетелей, так и мои собственные, отсутствие реальных доказательств и явно предвзятое отношение. Глядя на такую несправедливость, понимаешь — что бы ты ни сделала, вердикт суда будет один — виновна. Я знаю, что с таким приговором не смирюсь никогда, и, чтобы добиться справедливости, готова пойти на самые крайние меры.

Признаться честно, чем дольше я нахожусь в тюрьме, тем больше сама начинаю верить, что я на самом деле преступница. И приходится постоянно себе напоминать, что в действительности я не совершала ничего плохого. В этом мне очень помогают письма правозащитников и волонтеров. Их слова поддержки напоминают мне, что я не одна и что многие люди разделяют мое отношение к текущей ситуации в стране.

Однако в то же время мне невыразимо больно видеть, что также многие люди по-прежнему не видят в происходящем ничего плохого и совершенно не задумываются, какую страшную цену приходится за это платить. Но несмотря на проведенные девять месяцев в тюрьме, я все еще оптимист и продолжаю верить, что добро победит, правда и справедливость восторжествуют, а мы наконец-то научимся жить в мире и согласии!

* Минюст РФ внес в реестр «иноагентов».