«Зрители сидят на сцене, актерам негде играть»
Мне же кажется, что эта книга — о Михаиле Угарове, ведь не зря она начинается с «Хронологии». Это своеобразная биография, составленная на основе его дневников. Угаров умер от сердечного приступа в Москве в апреле 2018 года. Ему было всего 63 года.
Это была очень яркая и блестящая жизнь театрального реформатора и мощного драматурга, написавшего множество пьес, которые с успехом шли в столичных и провинциальных театрах. При этом Угаров был самоучкой — он не окончил ни театрального вуза, ни литературного института. В 1978 году Михаил переехал из Архангельска в Киров, где вместе с первой женой Мариной Кирпичевой поступил актером в труппу театра юного зрителя. Лицедейство ему наскучило, он перестал участвовать в спектаклях и еще несколько лет проработал заведующим литературной частью театра, а в 1986 году поступил в Литературный институт имени Горького. В Москве Угаров познакомился с драматургом Еленой Греминой, которая вскоре стала не только его женой, но и верной соратницей, с которой они вместе писали сценарии, участвовали в фестивале молодой драматургии «Любимовка», вместе создали «Театр.doc».
«Хронологию: основные события из жизни и творчества Михаила Угарова» сегодня читать особенно интересно — там упоминаются театральные события конца 1990–2000-х годов, мелькают фамилии известных режиссеров и драматургов российского театра. Все они — актеры Олег Ефремов, Олег Табаков, Кирилл Серебренников, Владимир Мирзоев, драматурги Михаил Рощин, Максим Курочкин, Евгений Казачков, Юрий Клавдиев — были знакомы с Угаровым и так или иначе сотрудничали с ним. Конечно, события из «Хроники» по большей части связаны с «Новой драмой», развитием документального театра и не касаются того, что в те годы происходило в так называемом традиционном драматическом театре.