Сюжеты · Общество

Визит со стойлом

Патриарх Кирилл в Казахстане: орден, эзотерическая теория, попытка удержать прихожан от выхода из-под юрисдикции РПЦ

Александр Солдатов, обозреватель «Новой газеты»

Визит патриарха Кирилла в Казахстан. Фото: Игорь Палкин / пресс-служба патриарха Московского и всея Руси / ТАСС

Нынешний визит патриарха Кирилла в Казахстан — что это? Редкая возможность пересечь границу РФ и получить иностранный орден? Или признак серьезного беспокойства о сохранении контроля над «церковной империей» на постсоветском пространстве? Главу РПЦ встречали в «братской республике» не только цветами и орденами: накануне его визита в Казахстан большая группа православных граждан страны во главе с о. Иаковом (Воронцовым) передала в Константинопольский патриархат прошение о создании в Казахстане независимого от Москвы православного экзархата… 

Но часть прихожан настроена решительней. Участников начавшегося в Астане VIII Съезда лидеров мировых и традиционных религий даже призвали подписать петицию против военных действий в Украине. 

К этому съезду и приурочен визит в Казахстан патриарха Кирилла (Гундяева), а автор петиции, лидер общественного объединения «Демос» и один из активных сторонников создания независимой от Москвы православной церкви в Казахстане Турарбек Кусаинов резко критикует главу РПЦ за его позицию по политическим вопросам. Впрочем, в проведении одиночного пикета против визита Кирилла власти Казахстана Кусаинову отказали. 

Неформальный лидер движения за поместную православную церковь Казахстана иеромонах Иаков (Воронцов), «лишенный сана» в РПЦ (об истории его инициативы и о преследованиях за нее подробно писала «Новая»: настроен более умеренно. Он рассказал «Новой» о своем уважении к чувствам и правам последователей РПЦ в Казахстане, в том числе — к их праву встретиться со своим патриархом. Впрочем, добавил о. Иаков, направивший недавно в Константинопольский патриархат прошение о своем восстановлении в сане, точно такие же права имеют православные граждане Казахстана, не желающие оставаться в юрисдикции РПЦ. 

«Золотой орел» и синергия 

Формально нынешний приезд Кирилла в Казахстан — третий по счету после того, как он стал патриархом, — имеет минимальное отношение к церковной повестке. В первую очередь это дипломатический визит по приглашению президента страны, а его главная цель — участие в Съезде религиозных лидеров, на котором патриарх и выступил в первый же день визита, 17 сентября. 

На момент написания этой статьи официальный сайт РПЦ сообщал лишь об одном богослужебном событии в ходе визита — о малом освящении храма преподобного Сергия в Астане. 

«Правда, на уровне риторики и образного ряда это коротенькое богослужение рискует затмить все остальное, сказанное Кириллом в ходе визита. Друг эзотерика и мага Джуны Давиташвили вновь не смог отказать себе в удовольствии изложить учение об энергетической подзарядке населения через храмы. «Вот это [храм] — та самая «духовная бензоколонка», где каждый может подкрепить себя, добавить к своей жизни божественную энергию», — цитирует главу РПЦ госагентство. Ранее глава РПЦ не раз делился с удивленной паствой своей «биоэнергетической теорией», которой увлекся в юности и для которой, как видно, не перестает находить новые удивительные образы. 

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев награждает патриарха Кирилла орденом «Алтын кыран». Фото: Пресс-служба президента Казахстана / ТАСС

Но сначала — дела политические. Сразу по прилете глава РПЦ был принят президентом Касым-Жомартом Токаевым и получил из его рук высшую награду Казахстана — орден «Золотой орел». Комментируя символику этого награждения, иеромонах Иаков напомнил, что РПЦ является второй по численности конфессией Казахстана, объединяя многомиллионный электорат. 

Прочность этой структуры — одна из основ прочности политического режима страны, но события последних лет не укрепляют доверия к РПЦ среди казахстанцев. Поэтому у Московской патриархии существуют реальные опасения, что в Казахстане и государствах Центральной Азии у нее появится конкурент в лице «параллельной» православной юрисдикции (как это уже имеет место, например, в Украине, Молдове и странах Балтии). 

На VIII Съезд лидеров мировых и традиционных религий, проходящий под эгидой президента Казахстана и под девизом «Диалог религий: синергия во имя будущего», собралось более 100 духовных лидеров из 60 стран. Помимо Кирилла, православных представляет патриарх Иерусалимский Феофил III; армян — католикос Киликийский Арам I, католиков — глава ватиканской дикастерии по межрелигиозному диалогу кардинал Джордж Коовакад, мусульман — азербайджанский шейх Аллахшукюр Пашазаде, иудаистов — главные раввины Израиля: сефардский Давид Йосеф и ашкеназский Калман Бер… 

Несмотря на участие в съезде лидеров буддизма, синтоизма и даосизма — религий, где нет представления о едином личностном Боге, — патриарх Кирилл призвал всех собравшихся сорвать «попытки построить мир, отрицающий Бога».

Высоко оценив роль ООН, глава РПЦ предложил не оставлять усилий по созданию консультативного совета религиозных лидеров при организации, которые пока не увенчались успехом. 

Справедливости ради отметим, что традиция межрелигиозных саммитов была заложена самим Кириллом в 2006 году, когда он был еще митрополитом и «министром иностранных дел» РПЦ. Первый такой саммит в московском «Президент-отеле» позиционировался как акт духовной подготовки к саммиту лидеров «Большой восьмерки», который в том году впервые принимала Россия. 

Но в историю он вошел громким расколом: по итогам саммита от РПЦ отделилась группа духовенства, монахов и мирян во главе с действовавшим епископом Анадырским и Чукотским Диомидом (Дзюбаном). Они сочли отступлением от православия провозглашенное на съезде учение о том, что христиане, мусульмане, иудаисты и даже буддисты поклоняются одному и тому же Всевышнему, а также заявление Алексия II об общности позиций разных религий в сфере нравственности. Диомидовцы указали на противоречие этого учения словам Нового Завета: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Иоан., 4:3). Движение существует в РФ и соседних странах до сих пор, будучи разделенным на ряд мелких юрисдикций с фундаменталистской идеологией. 

Нужна альтернатива 

На своем последнем заседании 24 июля с.г. синод РПЦ обязал митрополичий округ в Республике Казахстан, который постепенно стал именовать себя просто «Православной церковью в Казахстане», включить в официальное самоназвание «словосочетания «Русская Православная Церковь» или «Московский Патриархат». Синод дал понять, что остро чувствует малейшие намеки на церковный сепаратизм на постсоветском пространстве. При этом насаждение московского церковно-политического нарратива не встречает понимания у паствы РПЦ в ныне независимых государствах (в том же Казахстане). 

Храм Св. Владимира. Фото: el.kz.ru

Например, в Алматы на пожертвования, помимо прочего, из России недавно был построен храм Св. Владимира, купол которого «символизирует шлем святого Владимира и олицетворяет собой воинство земное». Опальный диакон Андрей Кураев, «лишенный сана» в РПЦ и признанный Минюстом РФ «иноагентом», передает ощущения казахстанцев от таких «архитектурных» попыток втягивания их в милитаристскую повестку: «Вряд ли солдат или офицер армии Казахстана увидит в этом храме символ именно казахстанской армии». 

В цитировавшейся выше петиции казахстанской общественности есть призыв к политическому руководству страны и участникам Съезда религиозных лидеров сделать «не только политический, но и глубокий моральный выбор» в связи с происходящим в Украине. 

11 августа лидер казахстанского общественного объединения «Демос» Турарбек Кусаинов посетил канцелярию Константинопольской патриархии в Стамбуле, куда передал два письма с просьбой содействовать открытию в Казахстане экзархата Константинопольской церкви. Первое письмо подписали православные верующие — почти 200 человек, а второе — светские гражданские активисты, к числу которых принадлежит и сам Кусаинов — личность весьма харизматичная. 

Бывший имам, он перешел на позиции «широкого монотеизма», критикуя своих бывших коллег за нападки на иудаистов и христиан. Обиженные коллеги, вероятно, посодействовали тому, что Кусаинова осудили по ст. 174 УК Казахстана («разжигание межрелигиозной розни»). В настоящее время судимость погашена. После начала СВО активист создал проукраинский фонд, который был ликвидирован по решению суда, но вот другое его объединение — «Демос» — не трогают. 

Турарбек Кусаинов. Фото: Orda.kz

Довольно наивно Турарбек Кусаинов добивался от председателя сената Казахстана Маулена Ашимбаева запрета на въезд гражданина Гундяева в Казахстан — наподобие того, как въезд в страну запретили россиянам Александру Дугину, Вячеславу Никонову, Константину Затулину или Петру Толстому. Предполагается, что за проповедь того самого «русского мира» (применительно к Казахстану), пророком которого сделал себя и глава РПЦ. Ранее Кусаинов опубликовал открытое письмо против назначенца Кирилла в Астане — главы митрополичьего округа РПЦ в Казахстане митрополита Александра (Могилева). Ответ на это письмо главы информотдела митрополичьего округа протоиерея Евгения Иванова только привлек внимание к спорной личности Александра: протоиерей, в частности, отрицал наличие «69 эпизодов противоправных действий с участием несовершеннолетних», которые якобы привели к тому, что митрополит вынужден был спешно покинуть РФ и перевестись в Казахстан. 

Действительно, в 2010–2011 годах сотрудников Костромской епархии РПЦ, которую ранее возглавлял Александр, осудили за развратные действия в отношении несовершеннолетних . Один из осужденных, монах Харитон (Просторов), своей вины не признал, и в церковной среде от того дела осталось ощущение, что во всем обвинили стрелочников…

Вперед к автокефалии 

Но вернемся в православный Казахстан, мечтающий о религиозной свободе. Вскоре после публикации «Новой» о преследованиях о. Иакова (Воронцова) за его пацифистскую позицию и выход из юрисдикции РПЦ следственные органы Казахстана закрыли уголовное дело против иеромонаха, возбужденное в декабре 2023 года. 

Дело было возбуждено по уже упоминавшейся ст. 174 УК Казахстана, а о. Иаков проходил по нему как свидетель с правом на защиту. Формально возбуждения уголовного дела добилась прихожанка кафедрального собора РПЦ в Алматы Анна Щербакова, которую «оскорбила» критика о. Иаковом в соцсетях учения «русского мира». Неформально — и сам иеромонах, и другие сторонники независимой от Москвы православной церкви Казахстана понимали, что это был сигнал от властей о нежелательности их инициатив. Экспертиза, проведенная в Институте судебных экспертиз в Алматы, не нашла в постах о. Иакова признаков разжигания розни, следствие приостановили, но дело не закрыли. Потребовался еще почти год, чтобы следствие окончательно пришло к простейшему выводу: «В деле отсутствует состав уголовного правонарушения». Однако едва ли Московскую патриархию устраивает такое развитие событий… 

Сейчас иеромонах Иаков «в рабочем режиме» готовит регистрацию независимого православного религиозного объединения, в уставе которого зафиксировано право верующих на свободный выбор канонической юрисдикции. По законам Казахстана зарегистрировать такую общину сложнее, чем в РФ. «Но все возможно верующему!» (Марк, 9:23). Объясняя «Новой» свою позицию, о. Иаков постоянно подчеркивает, что не хочет конфронтации с РПЦ и спокойно относится к визиту Кирилла в Казахстан. 

«Наше стремление, — говорит он, — исключительно духовное: иметь возможность пастырского окормления в согласии с традициями Вселенской церкви. Наша деятельность не направлена против Московского патриархата, не связана с государственными структурами и тем более не может ставить под сомнение визит патриарха Кирилла». Своих оппонентов и, в частности, автора агрессивной публикации в «Независимой газете», позже издание дало ему право на ответ) иеромонах призывает «не превращать публичную дискуссию в травлю, не озвучивать недостоверные сведения и не использовать ситуацию для создания политической напряженности. Мы такие же граждане, как и все остальные, имеем такие же права, гарантированные нам Конституцией, и намерены их защищать и реализовывать».