СюжетыПолитика

Православный хейт

В Казахстане гонениям подвергся священник-пацифист. К церковным наказаниям добавили уголовное дело

Православный хейт

Иеромонах Иаков (Воронцов). Фото: соцсети

Российская церковная империя распадается. На фоне СВО из юрисдикции Московского патриархата выходят церкви Украины, стран Балтии, Молдовы. Инициатива автокефалии национальной православной церкви возникла и в Казахстане. С нею выступил иеромонах Иаков (Воронцов), осужденный в РПЦ за пацифистскую позицию. Под давлением Казахстанского митрополичьего округа РПЦ к давлению на клирика подключилась власть — более года продолжается его уголовное преследование. В обстоятельствах этого дела и в положении казахстанского православия в целом разбирался обозреватель «Новой».

…Жалобу на имя президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева опубликовал 9 декабря бывший клирик Казахстанского митрополичьего округа РПЦ, инициатор создания независимой от Москвы Православной церкви Казахстана и автор «Новой» иеромонах Иаков (Воронцов). Органы следствия, нарушая казахстанский закон, более года ведут досудебную проверку по факту публикации антивоенного поста в блоге иеромонаха. Его процессуальный статус не имеет аналога в российском уголовном праве: свидетель с правом на защиту от выдвинутых против него обвинений.

По закону расследование должно продолжаться два месяца, в случае же с о. Иаковом пошел уже второй год. В апреле государственный Институт судебной экспертизы в Алматы не нашел признаков разжигания национальной розни в его посте, на которую осенью прошлого года пожаловались бдительные православные граждане. Начало расследования удивительно совпало по времени с заявлением о. Иакова о начале процесса регистрации Православной церкви Казахстана, независимой от РПЦ. В случае успеха этой инициативы будет уничтожена монополия Москвы на религиозную традицию, к которой принадлежат около 20% жителей страны.

Новое сергианство

В первые дни СВО Иаков подписал письмо 293 клириков РПЦ с призывом прекратить боевые действия и начать переговоры. 25 февраля 2022 года он направил письмо главе Казахстанского митрополичьего округа РПЦ митрополиту Александру (Могилеву), призвав его как члена синода Московского патриархата инициировать анафематствование сторонников военного конфликта. По замыслу Иакова, в Киеве нужно было срочно — при посредничестве папы римского и других мировых христианских лидеров — собрать «примирительный собор» России и Украины. А в случае неспособности РПЦ высказать христианскую миротворческую позицию — ставить вопрос о выходе Православной церкви Казахстана из РПЦ.

Такая откровенность возмутила руководство митрополичьего округа, и Александр призвал Иакова к покаянию.

4 марта иеромонах писал своему архиерею: его проповедь не политическая, а чисто нравственная, миротворческая. «Отгородиться и отречься, — писал он, — наш долг перед Богом и людьми, а также перед будущим Казахстана… Мы могли бы защитить самих себя и наш Казахстан от греха (…). Если не сделаем этого, кровь будет и на нашей совести».

Несколько месяцев спустя Иаков составил перечень своих претензий к РПЦ: соучастие в каиновом грехе; проповедь милитаризма, в том числе через богослужение (включение в чин литургии молитвы о победе); гарантии рая погибшим за РФ участникам СВО; объявление «священной войны»; сочувствие или безразличие клира и мирян ко всему этому. После появление документов Всемирного русского народного собора, догматически обосновывающих СВО, о. Иаков назвал главу собора (патриарха Кирилла) «еретиком». По его словам, вместо Бога патриарх поклоняется идолу «русского мира», наделяя отдельно взятый народ и его лидера мессианской функцией Удерживающего зло, а единство Лиц Святой Троицы приписывает «триединству Святой Руси». Если до 24 февраля некоторые клирики в Казахстане позволяли себе проповедь мира, то с началом СВО все быстро «переобулись в воздухе» — Иаков остался один. Правда, читать «молитву о победе» в Казахстане никто не заставляет — часть священников вполне безнаказанно ее не читают.

Итоги своих размышлений Иаков подводит в статье «Новое сергианство». Имя первого советского патриарха Сергия (Страгородского) получило самое сервильное церковное течение в РПЦ, которое по воли Сталина стало господствующим. Сергианство учит, что церковь не может существовать вне государства и должна находиться в подчинении у любой власти, даже антирелигиозной. Выход из современного сергианства автор видит в переходе в другие поместные церкви, с которыми РПЦ разрывает каноническое общение (например, Константинопольскую и Александрийскую). Кстати, монография о. Иакова «Распространять учение Христа» посвящена антисергианскому святому — о. Константину Аксенову, расстрелянному в 1937 году и находившемуся под омофором митрополита Иосифа (Петровых) — лидера радикальной оппозиции Сергию.

Иеромонах Иаков (Воронцов). Фото: соцсети

Иеромонах Иаков (Воронцов). Фото: соцсети

Православие без империи

Владимир Воронцов, будущий иеромонах Иаков, родился в 1986 году в Алма-Ате, там же окончил университет по специальности «Учитель русского языка и литературы». В 2010-м рукоположен в сан священника в Чимкенте и стал одним из немногих клириков местной епархии с высшим светским образованием; служил в селах Сарымолдаево, Мерке и Кулан Жамбыльской области, руководил епархиальным отделом религиозного образования, проводил детские православные лагеря. Имея опыт преподавания в Алматинской семинарии, прошел курсы в Общецерковной аспирантуре и докторантуре в Москве и окончил Российскую христианскую гуманитарную академию в Петербурге. Перспективного клирика приметил глава митрополичьего округа, перевел его в кафедральный собор Алматы, постриг в монашество и назначил главой сразу трех отделов столичной епархии. Одно время о. Иаков представлял Казахстан в издательском совете РПЦ в Москве.

Он принес в митрополию, пребывавшую в самосознании узконациональной общины, отдаленной провинции «русского мира», свежий ветер казахстанской православной идентичности.

В отличие от большинства клириков епархии, молодой иеромонах не имел опыта жизни в империи или «служения в Великороссии», считая себя носителем казахстанской культуры.

«Мы давно не российская колония, — говорит он, — казахский язык — это будущее Казахстана. Это важная составляющая нашего самоопределения и залог единства народа Казахстана». На Пасху прошлого года за литургией в Актобе он читал Евангелие на казахском. «Нужно любить народ своей страны, жить его интересами, а не интересами мифической «исторической родины», — считает Иаков, и это, конечно, вызов этноцентричному большинству его церкви.

«Ты же русский!»

С началом СВО ментально-культурный конфликт выплеснулся наружу. Уже в первых числах марта 2022 года ключарь собора отстранил Иакова от служения. Епархиальное управление выступило с критикой его позиции: «Православная церковь Казахстана в течение многих лет выстраивала и отстаивала свою нейтральную позицию в отношении любых вопросов, связанных с политическими оценками», а значит, ее служители не вправе давать нравственную оценку СВО. «Люди сообщают, что не делегировали иеромонаху Иакову делать подобных заявлений, ставя под удар всех верующих особенно», — писало управление в характерном стиле советского партаппарата.

В марте 2022-го дважды заседала дисциплинарная комиссия (об этом специфически клерикальном варианте товарищеского суда «Новая» подробно рассказывала) Алматинско-Астанайской епархии во главе с викарным епископом Каскеленским Геннадием (Гоголевым). К ученому иеромонаху отнеслись гуманно (если сравнивать с аналогичными комиссиями в РФ): спуская дело на тормозах, взяли нелепые подписки с обещанием не вступать в партии и не участвовать в политической борьбе.

Иеромонах Иаков (Воронцов). Фото: соцсети

Иеромонах Иаков (Воронцов). Фото: соцсети

«Меня обвиняли, — вспоминает Иаков, — что я нарушаю принцип отделенности церкви от государства. Почему же патриарху и иерархам дозволено участвовать в политике и даже подписывать «Наказ всемирного русского народного собора», который является не чем иным, как политической программой?» «На исправление» отправили в высокогорный скит, где Иаков сломал ногу и был госпитализирован. В начале 2023-го «сослали» в Актобе, где иеромонах прослужил три месяца.

Обе ссылки сопровождались «православным хейтом» в псевдоблагочестивых тонах с неизменным аргументом в конце: «Ты же русский!»

После третьего заседания епархиальной дисциплинарной комиссии, 19 июня прошлого года, митрополит издал указ о запрещении в служении. Среди шести канонов, в нарушении которых обвинен Иаков, есть печально известное 25-е Апостольское правило о клятвопреступлении, которое руководство РПЦ применяет ко всем пацифистски настроенным клирикам. Указ иеромонаху не дали, а распространили его в соцсетях, в чем он усматривает административное правонарушение. Недавно он обнаружил, что формально его трудовой договор с епархией не расторгнут.

10 августа прошлого года в Алматы, грубо нарушая Положение РПЦ о церковном суде, собрался этот самый суд. Иаков не присутствовал, поскольку не приглашался официально и не был ознакомлен с обвинением. Суд предсказуемо признал его «достойным лишения сана», и патриарх Кирилл в июле нынешнего года утвердил решение. Как показывает опыт других служителей РПЦ, лишенных сана на том же основании (отцы Иоанн Коваль, Алексий Уминский, Андрей Кураев* и другие), мировое православие не признает законности этих политически мотивированных репрессий. Сегодня все перечисленные клирики служат за границей в Константинопольском патриархате. О. Иаков «временно» стал прихожанином украинской греко-католической общины в Алматы. «Это как бы моя церковная эмиграция», — сказал он «Новой».

Фото: ITAR-TASS

Фото: ITAR-TASS

Путь по кругу

Под конец прошлого года с группой единомышленников Иаков приступил к написанию устава независимой от Москвы церкви. 4 декабря он выступил с заявлением о намерениях: «Нужно создать в Алматы Православную церковь, которая не будет подчиняться Москве, не будет участвовать в пропаганде «русского мира» и станет духовной истинной Церковью Христовой, несущей мир и спасение человечеству». Он напомнил, что исторически православие на землях Казахстана (древнего Турана) не связано с Москвой: еще в первом тысячелетии здесь существовала епархия предположительно Антиохийского и всего Востока патриархата. «РПЦ пришла сюда в позднейший период — в процессе колонизации Казахстана Российской империей — и выполняла определенные задачи колонизации, — говорит иеромонах. — Учитывая, что Казахстан давно перестал быть российской колонией, он не может считаться исключительной «канонической территорией» Московского патриархата».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Обращение иеромонаха Иакова. Фото: соцсети

Обращение иеромонаха Иакова. Фото: соцсети

По этому поводу было направлено обращение президенту Токаеву с призывом содействовать учреждению казахстанского представительства Вселенского патриархата, имеющего центр в Константинополе (Стамбуле), то есть в Турции. «Данный шаг будет способствовать укреплению дружественных отношений между Казахстаном и Турцией, — отмечает Иаков, имея в виду важный внешнеполитический вектор своей страны. — [Это] способствовало бы укреплению суверенитета Казахстана». Монополия РПЦ на православие в стране «ущемляет права православных граждан Республики Казахстан», поскольку изоляция РПЦ от мирового православия усиливается. (…)».

21 декабря 2023 года Иаков получил ответ за подписью председателя комитета по делам религий Казахстана Е.Б. Нукежанова, подтвердившего его право на регистрацию религиозного объединения.

Но дальше началось подобие замкнутого круга, обусловленного суровостью еще назарбаевского религиозного законодательства. Создать религиозное объединение могут не менее 50 граждан Казахстана, проживающих и имеющих регистрацию в одном регионе.

При этом агитация за создание объединения, приглашение в него людей интерпретируются как миссионерская деятельность, а она разрешена лишь зарегистрированным объединениям. О. Иаков видит выход в проповеди через интернет, за которой казахстанские чиновники пока следят не так пристально.

Читайте также

Во имя отца, но и за сына

Во имя отца, но и за сына

В Грузии, где более 80% населения считают себя православными, на фоне массовых протестов молодежи церковь тоже разрывается между Европой и Москвой

Справка «Новой»

Казахстанский митрополичий округ РПЦ, который внутри республики также называют Православной церковью Казахстана, — полуавтономное структурное подразделение в составе Московского патриархата, объединяющее 10 епархий на территории Казахстана, в которых служат восемь епископов и около 370 священников. Их распределение по епархиям крайне неравномерно: если в столичной, Астанайско-Алматинской, епархии служат 150 клириков, то в Актюбинской — всего 10, а в Уральской и Павлодарской — по 22. По данным митрополичьего округа, православие исповедует около 20% населения страны, то есть немногим менее 4 млн человек.

После воссоздания РПЦ Сталиным в 1943 году и до конца 1980-х на территории Казахстана действовала единственная епархия этой церкви. К 2003 г., когда синод РПЦ создал митрополичий округ, имелось уже три епархии. С 2010 г. митрополичий округ возглавляет митрополит Александр (Могилев), ранее служивший в Костроме и возглавлявший Синодальный отдел РПЦ по делам молодежи. Его деятельность в РФ сопровождалась некоторыми скандалами, что, по мнению экспертов, ставит Александра в зависимое положение от руководства патриархии и российских властей. Он демонстрирует подчеркнутую лояльность властям и отказывается от миссионерских инициатив, направленных на адаптацию православия к казахским языку и культуре. Абсолютное большинство клириков и мирян РПЦ в Казахстане считают себя частью большого «русского мира».

С 2010 года Казахстанский округ имеет собственный синод, решения которого вступают в силу после их утверждения синодом РПЦ. На Миусском кладбище Москвы действует подворье округа.

Донос от прихожанки

Заявление о намерениях обернулось возбуждением уголовного дела, по которому Иаков проходит свидетелем с правом на защиту (в российском уголовном праве подобного статуса нет). Уголовным делом ему грозили собратья по Кафедральному собору еще в самом начале СВО, но первая жалоба в правоохранительные органы поступила лишь в ответ на публикацию в его блоге 2 августа 2023 года (в настоящее время пост удален).

В полицию поступила анонимка, поданная через электронную систему. В ней иеромонаха обвиняют в разжигании ненависти и вражды к русскому народу. Позже свое авторство заявления признала прихожанка кафедрального собора, поборница «русского мира» Анна Щербакова. По ее блогу видно: человек она эмоциональный и политически подкованный. Сторонников иеромонаха называет «сворой», «дятлами» и уверяет, что российским спецслужбам они не интересны: «Не обольщайтесь, вы никому не нужны». Но посадить батюшку все-таки хочет.

Сотрудник полиции взял у Иакова пояснения, которые сводились к тому, что «в посте говорится (…) о так называемом русском мире, а не о самом русском народе… Я изложил критическую оценку явлений русской культуры, (…) также свои религиозные убеждения». Офицер пообещал, что в возбуждении дела будет отказано.

Узнав об этом, заявительница организовала 3 декабря в кафедральном соборе сбор подписей под коллективным требованием подвергнуть иеромонаха уголовному преследованию. Ключарь собора протоиерей Александр Суворов с амвона призвал прихожан поучаствовать в «добром деле».

Коллективному обращению, поддержанному священноначалием, дали ход: 27 декабря прошлого года следственное управление департамента полиции Алматы открыло уголовное производство по факту публикации, которая якобы содержит признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 174 УК РК (разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни, оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан). Статус «свидетеля, имеющего право на защиту», присвоенный Иакову, регламентирован ст. 65.1 УПК РК. Как пояснил его адвокат Диас Ахмет, такой свидетель ничем не отличается от подозреваемого, но имеет меньше прав — например, не может отказаться от дачи показаний.

Иеромонах Иаков (Воронцов). Фото: соцсети

Иеромонах Иаков (Воронцов). Фото: соцсети

Следствие назначило по делу психолого-филологическую экспертизу, которую провела специалист государственного Института судебных экспертиз в Алматы Л.Н. Сансызбай. Свое заключение она подписала в феврале нынешнего года, его ключевой вывод звучит так: «В исследуемом тексте публикации отсутствуют сведения, направленные на возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной вражды или розни, оскорбительного характера по отношению к представителям определенной нации, религии, рода, об исключительности, превосходстве либо неполноценности одной нации, религии над другой, призыв к враждебным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной, сословной или религиозной, родовой, расовой группы против другой».

Словом, нет признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 174 УК РК, следствие должно быть прекращено. Действительно, оно было приостановлено на какое-то время, но затем возобновилось.

12 апреля адвокат Иакова подал жалобу прокурору города, но ответа не последовало. В ответ же на жалобу президенту пришла формальная отписка от следователя, что вынудило иеромонаха подать вторую жалобу — уже с публикацией в СМИ. Ссылаясь на подписанное Казахстаном соглашение о сотрудничестве с Советом Европы, он призывает принять во внимание п. 13 резолюции ПАСЕ № 2540 от 17 апреля текущего года: «Иерархия Московского патриархата РПЦ наиболее активно продвигает идеологию «русского мира», провозглашая *** против Украины и «сатанинского» Запада «священной войной всех русских», призывая православных верующих принести себя в жертву ради своей страны. Ассамблея потрясена таким насилием над религией и извращением христианской православной (…)».

38-летнего о. Иакова преследуют за «русофобию», на самом же деле — за желание отделить родное ему православие от неродного «русского мира». Преследуют в независимом Казахстане, про который российские политики периодически говорят, что он «в очереди» на «возвращение в родную гавань». «Непростительное лукавство закрывать глаза на неправду и принимать таинства в РПЦ, делая вид, будто ничего не происходит, — говорит иеромонах. — Ради правды Евангелия, ради блага Церкви, следует отойти от губящего Церковь патриарха Кирилла. Если мы не сделаем этого, мы становимся соучастниками строительства церкви без Христа».

И он сам готов пойти за Христом с Его свидетелями-мучениками: «Пора в тюрьму, потому что лучше в заключении быть, чем священнику жить без служения литургии. Образцом для подражания у меня всегда был подвиг новомучеников и исповедников ХХ века». Современность положила начало новому мартирологу — мучеников и исповедников XXI века, в котором уже несколько известных имен.

* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».

Этот материал входит в подписки

Credo!

Вера. Неверие. Духовный поиск. Конец времен

Судовой журнал

Громкие процессы и хроника текущих репрессий

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow