Документы, исходящие в последние недели от Грузинской патриархии, играют роль флюгера. По ним можно судить, в какую сторону разворачивается политический процесс и насколько велики шансы у демократии в Грузии.
16 ноября казалось, что шансов нет: католикос-патриарх Илия II «искренне поздравил» промосковскую «Грузинскую мечту», созданную и опекаемую олигархом Бидзиной Иванишвили, с «победой» «с большим отрывом голосов». Илия II выразил уверенность, что победители «в последующие годы смогут максимально использовать» свою власть. А недовольных утешил: «Все на земле происходит по воле Божьей». В общем, благословил светлое недемократическое будущее своей страны.
Но интуиция подвела 91-летнего патриарха. События стали развиваться по тревожному для него сценарию. Голос Илии II исчез из публичного пространства, и вместо него заговорила пресс-служба Грузинской патриархии.
Развороты патриархии
29 ноября она выпустила свое первое политическое заявление по текущим событиям в Тбилиси. Оно бросает камень скорее в огород оппозиции: «Несмотря на заявления представителей власти о том, что Грузия не отказывается от европейского курса и европейских ценностей, часть общества сочла эти заявления недостаточно убедительными. В результате мирная демонстрация постепенно переросла в физическое противостояние». Однако осуждается и противоположная сторона: «Мы наблюдали агрессивные действия со стороны правоохранительных органов. Они физически расправлялись с участниками протеста, людьми разного возраста, в том числе с журналистами». Какого-то рецепта преодоления этого конфликта патриархия предложить не смогла, кроме общих слов: «Постараемся выражать свою позицию более цивилизованным образом».
На следующий день, 30 ноября, пресс-служба повернулась лицом к протестующим. Она признала, что на проспекте Руставели имели место «действия, выходящие за рамки закона и морали». Патриархия обратилась к правоохранительным органам с призывом «проявить максимальное терпение и не выходить за рамки закона», а к лидерам «Грузинской мечты» — «оперативно информировать общественность о нарушениях и ходе расследования».
Напротив здания парламента Грузии на проспекте Руставели, где и разворачиваются основные события, стоит старинный храм Кашвети, который иногда служит убежищем для разгоняемых полицией граждан. Впервые такую функцию этот храм ГПЦ выполнил в апреле 1989 года, когда военнослужащие советской армии били (и убивали) саперными лопатками граждан Грузии, вышедших на мирную акцию за восстановление независимости. Но в современных условиях «все не так однозначно»: иногда двери храма оказываются закрытыми. И тень подозрения падает на правую руку католикоса-патриарха, его официального преемника — 55-летнего митрополита Шио (Муджири), который, по утверждению оппозиционных телеграм-каналов, намекал клирикам храма, что те должны «оставаться вне политики».
Акции против результатов парламентских выборов в Тбилиси. Фото: AP / TASS
Загадочный митрополит Шио
Шио, выпускник Московской духовной академии и Свято-Тихоновского университета в Москве, — сегодня, пожалуй, самый влиятельный церковный политик Грузии. С Россией его связывает не только образование: до 2003 года под своим мирским именем Элизбар он был священником московского храма Святого великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, то есть входил в юрисдикцию РПЦ. Митрополит дружит со спонсором радикальных промосковских групп в ГПЦ миллионером Леваном Васадзе, который популярно излагал свою церковно-политическую программу в интервью сайту «Православие.Ру» митрополита Тихона (Шевкунова). По данным TAdviser, даже после разрыва дипотношений Грузии и РФ и введения санкций против российского бизнеса в Грузии Васадзе оставался членом правления АФК «Система» и совладельцем группы AT Consulting — одной из ведущих IT-компаний России .
Епископ Шио. Источник: вконтакте
В своей проповеди на праздник Введения, 4 декабря, Шио признал, что противостоящие стороны не послушали ГПЦ: «Имели место факты жестоких действий, в результате которых пострадали люди как среди митингующих, так и среди правоохранителей». Однако, не называя имен, он фактически обвинил в случившемся лидеров оппозиции и поддерживающую их президента Саломе Зурабишвили, сказав: «Некоторые доходят до того, что, вместо того чтобы утихомирить и успокоить ситуацию, желают вовлечь в этот напряженный процесс даже детей школьного возраста, и еще больше эскалации и напряженности придать этим событиям, что, конечно же, будет губительным для нашей страны». Именно Зурабишвили написала 2 декабря в соцсети Х:
«После университетов настала очередь школ выразить свою солидарность с протестами по всей Грузии».
Намек митрополита прозвучал вполне прозрачно. Подчиненный митрополиту директор тбилисской школы святого Илии Мамука Тедиашвили и вовсе назвал призыв президента преступлением — «вовлечением несовершеннолетних».
В довершение 3 декабря пресс-служба патриархии осудила «безответственные необоснованные заявления, дискредитирующие правоохранительные органы и провоцирующие поляризацию».
Леван Васадзе. Фото: Владимир Гердо / ТАСС
Иванишвили проклинал патриарха?
Считать ГПЦ послушной марионеткой Иванишвили и его клана было бы преувеличением. Патриархию связывают с олигархом долгие, но запутанные отношения. Во время нынешней предвыборной кампании, называя в путинском стиле голосование 26 октября референдумом, Иванишвили, помимо прочего, анонсировал радикальное изменение законодательства о церкви, точнее — провозглашение ГПЦ государственной конфессией. Об этом он говорил на митингах во Мцхете и Амбролаури в конце августа. 26 августа в патриархии состоялась встреча Иванишвили с митрополитом Шио и членами синода ГПЦ, на которой, по сведениям грузинского телеканала Formula, не удалось согласовать параметры новой «симфонии властей».
Идеи олигарха напугали церковное руководство, которое в случае превращения ГПЦ в госструктуру утратит контроль над ее финансами и кадровой политикой.
Как написал по этому поводу экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, ныне томящийся в тюремной больнице, Иванишвили не питает иллюзий относительно ГПЦ и «много раз проклинал патриарха», обвиняя его в нецелевом использовании пожертвований. Еще не будучи гражданином Грузии, в конце 1990-х — начале 2000-х, Иванишвили участвовал в финансировании строительства грандиозного тбилисского собора Самеба (Святой Троицы) — аналога московского ХХС, а несколько лет назад пообещал многомилионную сумму на его роспись. Фонд Иванишвили «Карту» финансирует реставрацию храмов в разных регионах Грузии — например, в селах Джимити, Квирацховели и Череми в Кахетии.
«Грузинская мечта» и лично Иванишвили имеют своих преданных фанатов в ГПЦ — например, протоиерей Стефан, настоятель собора Святого Николая на ул. Сталина в городке Карели. В своих проповедях он угрожал не допускать к причастию сторонников проевропейских партий, поскольку те насаждают грех и «западные ценности». 74-летний архиепископ Схалтский Спиридон (Абуладзе), которого в ГПЦ называют «руси» за подчеркнутые симпатии к Москве, утверждал, что СВО является Божьим наказанием за гей-парады и Грузию постигнет такое же наказание, если она не сойдет с европейского пути. «Грузинская мечта» искусно подыгрывает таким настроениям, инициируя законопроекты против «иноагентов» и за «традиционные ценности».
Бидзина Иванишвили на акции в поддержку закона об иноагентах. Фото: AP / TASS
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«Большое зло»
Председатель оппозиционной Республиканской партии Грузии Хатуна Самнидзе называет ГПЦ «продолжением России» и «большим злом», поскольку именно она использует свое гигантское влияние на грузинское общество, чтобы «сеять вражду и нетерпимость», «противостоит равноправию и развитию». Но в отличие от РПЦ среди епископата ГПЦ представлены разные политические позиции, в том числе проевропейская.
Сдерживающим развитие ГПЦ фактором является 91-летний католикос-патриарх Илия II, занимающий свой престол уже 47 лет. Как отмечала «Новая», в брежневские времена возглавить ГПЦ без санкции КГБ было невозможно, а КГБ не назначал на такие посты людей, на которых у него не было компромата. Родившийся в России и учившийся в московских духовных школах, Илия еще в начале 60-х был завербован и имел агентурный псевдоним Ивериели. Публикация соответствующих документов из рассекреченных еще при Шеварднадзе архивов КГБ хотя и пошатнула патриарший престол, но не привела к отставке старца.
Более серьезное испытание Илия II пережил в октябре 2019 года, когда прямо на заседании синода митрополит Чкондидский Петр (Цаава) обвинил его в нарушении обета целомудрия и сексуальных контактах с лицами своего пола. Хотя синод встал на сторону патриарха и запретил в служении Петра, от этих обвинений до сих пор периодически расходятся информационные «круги по воде». Три года назад Петр дал обширное интервью грузинским журналистам, где рассказал о принадлежности Илии к «закрытому клубу никодимовцев» — воспитанников советского митрополита Никодима (Ротова), близким учеником которого был и патриарх Кирилл. Следуя принципам этого «клуба», Илия II якобы покрывал митрополита Цилканского Зосиму (Шиошвили), который был обвинен в домогательствах бывшими семинаристами. С соответствующими материалами в церковный суд якобы обращался священник Георгий Схиладзе, но дело замяли.
Католикос-Патриарх Илия II. Фото: AP / TASS
Более того, в ноябре 2019 года, когда скандал только вспыхнул, был найден повешенным в тбилисской квартире епископ Иасон (Цамалаидзе), у которого предположительно хранились доказательства деятельности «голубого лобби» в ГПЦ. Епископ Иасон, как и его отец, митрополит Христофор (Цамалаидзе), были изгнаны из ГПЦ и присоединились к одной из «альтернативных» греческих православных церквей.
Своего рода православным лицом оппозиции в наши дни стал сравнительно молодой (52 года) архиепископ Дманисский и Агарак-Таширский Зенон (Иараджули). Он призвал Илию II официально отозвать поздравление «Грузинской мечте», приравняв поддержку Иванишвили и его компании к соучастию в госперевороте и отказу от независимости. Его более пожилой коллега, митрополит Потийский Григорий (Бербичашвили) запретил своим священникам освящать офисы «Грузинской мечты» и публично выразил сочувствие Михаилу Саакашвили. Глава Западно-Европейской епархии ГПЦ митрополит Авраам (Гармелия), ранее возглавлявший иностранный отдел патриархии, призвал паству «не голосовать за политическую силу, способную создать проблему демократии в Грузии».
На условиях конкордата
По данным переписи 2014 года, православную веру исповедует 83,41% жителей Грузии. Не все они принадлежат к ГПЦ — в стране действует несколько «альтернативных» православных церквей и даже появилась мода на старообрядчество, точнее — на реконструкцию древнего грузинского обряда.
В ст. 9 Конституции Грузии закреплена «исключительная роль» ГПЦ в истории страны, но при этом провозглашается отделение церкви от государства и свобода вероисповедания. В 2002 году Эдуард Шеварднадзе перед уходом с политической сцены подписал «конституционное соглашение» (конкордат) с ГПЦ, согласно которому последняя пользуется массой привилегий, обширной собственностью, патриарх имеет иммунитет от преследований (в том числе по обвинениям в «никодимовщине»), а государство компенсирует ущерб, нанесенный церкви при советской власти. На сегодня эти выплаты достигли 30 млн лари (более 10 млн долларов), причем радикально (в 7 раз!) их повысил Михаил Саакашвили в 2008–2009 годах на фоне патриотической позиции, которую заняла ГПЦ в ответ на войну 2008 года.
Несмотря на наличие влиятельной промосковской фракции, ГПЦ хранит память об ущербе, который нанесла ей российская власть.
Фото: Андрей Бок / «Новая газета»
Племянник патриарха, митрополит Батумский Димитрий (Шиолашвили) заявил в одном из интервью: «Россия совершила с Грузией то, на что не решались другие. <…> Она подрубила два основных столпа, на которых стояла вся государственность Грузии». В отличие от режима Иванишвили, ГПЦ не готова смириться с потерей для Грузии Абхазии и Цхинвальского региона (Южной Осетии) — патриарх демонстративно добавил в свой титул в 2008 году обозначение «митрополит Пицундский и Цхум-Абхазский». Несколько лет назад он упрекал своего московского коллегу в каноническом вторжении на территорию Грузинской церкви: «Вы желаете направить выпускников духовных школ в <…> воинские части, находящиеся в Абхазии, Цхинвальском регионе. Русская церковь всегда признавала и признает юрисдикцию Грузинской церкви как в Абхазии, так и в Цхинвальском регионе, поэтому нам непонятны такие заявления, и они ставят всех нас в тяжелое положение».
В марте 2022 года ГПЦ одной из первых православных церквей осудила СВО и призвала к немедленному прекращению огня. В знак сочувствия украинскому народу Илия II отменил тогда все юбилейные торжества в свою честь.
Митрополиты Шемокмедский Иосиф, Чкондидский Петр и Потийский Григорий заявили о своей поддержке автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ), которую РПЦ и Кремль называют раскольнической. И в ПЦУ близко к сердцу воспринимают то, что происходит сегодня в Тбилиси, улавливая созвучие с идеалами Майдана. «Желаем нашим братьям и сестрам защитить свою независимость и свое будущее как свободной европейской нации, — написал 4 декабря в Тбилиси предстоятель ПЦУ митрополит Епифаний (Думенко). — Правда победит!» А вот когда победит, вопрос пока открытый…
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68