— Когда информация о готовящейся встрече получила официальное подтверждение, бывший президент Грузии Михаил Саакашвили написал следующее: «Будет подписан мирный договор, и этот день станет датой освобождения Кавказа от России». Мирный договор в итоге еще не подписан. Но вот что касается второй части утверждения: действительно ли Южный Кавказ освободился от России после того, что произошло в Вашингтоне?
— Думаю, это слишком громкое заявление. Страна, где Саакашвили находится в тюрьме, сейчас вроде не очень-то далеко отходит от России. И если имеется в виду тот факт, что российское присутствие уменьшается физически, что армяно-азербайджанское урегулирование в конечном итоге будет способствовать тому, чтобы было меньше российского влияния в регионе, то тут можно говорить, что это факт. Одновременно мы помним, что в Армении стоит российская 102-я база. Мы также понимаем, что Южный Кавказ в разных отраслях продолжает иметь довольно глубокие связи с Россией — экономические, культурные и так далее. Но тот факт, что разговор происходит в Вашингтоне, какие-то договоренности утверждаются там, означает, что уменьшается российское присутствие в урегулировании самых трудных вопросов.
— Обе стороны согласились с текстом проекта соглашения и никаких изменений в него вносить не планируют. С другой стороны, подписан трехсторонний меморандум о том, что мирный договор будет подписан в будущем. Насколько я понимаю, в дипломатии иерархии документов меморандум — это самая нижняя ступень. То есть по большому счету — это мало к чему обязывающая бумага. На ваш взгляд, то, что произошло в Вашингтоне, — это серьезный шаг вперед или это всего лишь еще один шажок в долгой дороге к мирному договору?
— Кроме всего прочего, было еще подписано письмо министрами иностранных дел о том, что Минская группа ОБСЕ прекращает свою деятельность. Получается, что Алиев в принципе формально закрывает тему Нагорно-Карабахского урегулирования в контексте Минской группы ОБСЕ. А он этого и хотел. Это для Азербайджана и для Алиева важная дипломатическая победа.
Во-вторых, для Азербайджана отменяется 907-я поправка, по которой между США и Азербайджаном не происходила кооперация в отрасли обороны. В-третьих, получается, что через Армению будет функционировать маршрут, который будет связывать Азербайджан с Нахичеванью. Одновременно Армения не получает ничего. Хотя мы слышали премьер-министра Армении, который говорил о том, что да, будут открываться все пути, мы будем связываться там с Россией, с Грузией и со всеми остальными, и с Ираном в том числе. Но это пока еще разговор.
Выходит, что Алиев приехал в Вашингтон обсуждать, как Азербайджан будет связываться с Азербайджаном же через Армению, и чтобы эта дорога имела легальный статус.