КомментарийПолитика

Дорога в один конец

Станут ли декларация об отказе от военного противостояния между Арменией и Азербайджаном и «путь Трампа» символами финала российской эпохи на Южном Кавказе

Дорога в один конец

Марш в годовщину заключения соглашения о прекращении огня после наступления Азербайджана на Нагорный Карабах. Ереван, 20 сентября 2024 года. Фото: Anthony Pizzoferrato / Middle East Images / ABACAPRESS.COM

«Нам удалось установить мир: они воевали 35 лет, а теперь они друзья». Это заявление президента Соединенных Штатов Америки Дональда Трампа, которое он сделал 8 августа. В этот день в Вашингтоне лидеры Армении и Азербайджана подписали декларацию об отказе от военного противостояния. Подписаны отдельные соглашения с Азербайджаном и Арменией о расширении сотрудничества в области энергетики, торговли и технологий, включая искусственный интеллект. Также Трамп снял ограничение на оборонное сотрудничество с Баку, введенное в 1992 году. Дорога, соединяющая Азербайджан с Нахичеванью и проходящая через территорию Армении, которую в Баку называли «Зангезурским коридором», отныне будет называться дорогой Трампа.

По словам президента США, дорога обеспечит связь Азербайджана со своим эксклавом «при полном уважении суверенитета Армении». Армения заключает партнерство с США для развития дороги, которое может быть продлено на срок до 99 лет.

И пока политические деятели пытаются понять, принесут ли эти соглашения какие-либо результаты, политологи отмечают: это, возможно, самый очевидный пример ослабления Москвы в регионе.

Крах российского влияния

Республика Армения считалась, пожалуй, самой пророссийской страной в регионе. Экономическими, политическими, оборонными и другими связями эта страна словно была привязана к России. Рейтинг Москвы в Армении был высоким. Все это подверглось фундаментальным изменениям в 2020 году — после Второй Карабахской войны, когда сначала выяснилось, что Москва не может или не хочет остановить Азербайджан, а потом — что не может отреагировать даже тогда, когда стреляют по территории самой Армении. В итоге стало понятно, что российские миротворцы не в состоянии остановить блокаду и голод карабахских армян, но могут молча наблюдать за этнической чисткой, когда из Карабаха на территорию Армении переселилось около ста тысяч армян.

Ситуация обострилась в тот момент, когда президент Белоруссии Александр Лукашенко, который считается «братом» Москвы, заявил, что во время войны помогал Алиеву, в то время как фактические призывы о помощи Армении — члена ОДКБ — не получили никакого отклика.

Естественно, после всего этого рейтинг России в Армении упал, а отношение к Москве уже не является однозначно теплым.

Во время соцопросов, проведенных в 2025 году по инициативе Центра исследования опросов Международного республиканского института (МРИ), 27% опрошенных охарактеризовали Россию как «политическую угрозу». В процентном соотношении фактически РФ делит третье место с Израилем, второе и первое места в категории «политическая угроза» принадлежат Турции и Азербайджану.

Пашинян после подписания декларации. 8 августа 2025 года. Фото: AP / ТАSS

Пашинян после подписания декларации. 8 августа 2025 года. Фото: AP / ТАSS

Был ли выбор?

Лица, часто появляющиеся на московских телеканалах, любят время от времени обвинять Армению в отказе от России в логике «сам виноват». Однако в политологии известен факт, что такие малые страны, как Армения, всегда пытаются попасть под крыло более крупных игроков, найти для себя покров безопасности. Долгие годы этим покровом была Россия.

Гор Петросян. Фото: ysu.am

Гор Петросян. Фото: ysu.am

Преподаватель ЕГУ, политолог Гор Петросян в разговоре с «Новой» отметил, что у Еревана просто не было альтернативы. Нужно было делать то, что было сделано.

«А что делать, если не ехать (в Вашингтон)? После Второй Карабахской войны Россия, взявшая на себя роль государства-покровителя для Армении, не смогла выполнить свою задачу. С 2021 года практически все высокопоставленные лица Армении в своих выступлениях отмечали, что Армения будет модернизировать свою армию с помощью РФ и что Россия является гарантом безопасности страны.

Уже в 2023 году, когда Азербайджан даже обстрелял российских миротворцев и фактически добился своего, а российская сторона не предприняла никаких ответных мер, стало ясно, что Россия не может или не хочет сохранить свою роль.

В результате, чтобы заполнить вакуум, Армения была вынуждена попытаться прибегнуть к другим методам. Эти шаги не направлены против России. Они направлены на обеспечение безопасности Армении», — говорит Петросян.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

По мнению политолога, нельзя сказать, что Россия окончательно выйдет из региона. «Необходимо обратить внимание на географию, а география подсказывает нам, что Россия — кавказское государство, поэтому Россия не может выйти из региона, по крайней мере, в обозримом будущем. Другой вопрос — снижается ли влияние России на Южном Кавказе. Здесь, думаю, сомневаться не приходится, и очевидно, что политическое влияние России на Южном Кавказе за последние пять лет заметно снизилось».

Обвинения в адрес Еревана Гор Петросян считает просто смешными. «У людей, знающих политическую карту мира или региона, подобные утверждения могут вызвать по крайней мере недоумение. Армения не только не имеет никакой заинтересованности в удалении России из региона, но и не имеет никаких ресурсов для вытеснения России», — уточняет политолог и напоминает, что, несмотря на углубляющийся кризис в сфере безопасности, экономические показатели и сотрудничество между двумя странами выросли.

«Я теперь тоже царь»

После встречи Трамп—Алиев—Пашинян об ослаблении РФ в регионе написал и российский политолог Сергей Маркедонов. В своем телеграм-канале он, в частности, отметил:

«Да, конечно, чуть не забыл. Про полный и безоговорочный уход России. Допустим, он состоится. Два соображения. Вместо одних проблем и недовольств в Баку и в Ереване возникнут другие. Почему мы думаем, что нового запроса на усиление Москвы на Кавказе не возникнет? В прошлом Россия в разных формах своего государственного бытия уходила из Закавказья. И что? 1918–1921 годы или начало 1990-х годов стали для Азербайджана и Армении годами мира? Или Грузия после 2008 года, разорвав дипотношения с РФ и взяв равнение на США, решила все свои проблемы? Вопросы, вопросы!»

Российские миротворцы в Нагорном Карабахе. 3 октября 2023 года. Фото: Russian Defence Ministry / TASS

Российские миротворцы в Нагорном Карабахе. 3 октября 2023 года. Фото: Russian Defence Ministry / TASS

Вопросы в регионе, конечно, есть. Но не у Еревана, а у Баку. Если на Южном Кавказе есть какой-либо игрок, который последовательно пытается вытеснить Россию, то это прежде всего Азербайджан. Во время Второй Карабахской войны именно по приглашению Баку в сферу влияния РФ вошла Турция. Именно Баку не следовал реализации трехстороннего соглашения после войны и поспешил решить карабахский вопрос до истечения срока в 2025 году. В Кремле это, конечно, видят, но многого сказать не могут.

Москва сегодня больше нуждается в Баку, чем Баку в Москве.

Тем не менее напряженность, упакованная в теплые улыбки, и заметное повышение политической роли Алиева после победы не прошли незамеченными. В этом году мы стали свидетелями напряженности в отношениях между Азербайджаном и Россией.

Эскалация конфликта

Ухудшение отношений между двумя странами связано главным образом с катастрофой азербайджанского пассажирского самолета E-190 под Актау в декабре 2024 года, в результате чего погибло 38 и было ранено 29 человек. Президент Азербайджана Ильхам Алиев требовал от России признания вины и тщательного расследования. Путин принес свои извинения в связи с тем, что «трагический инцидент произошел в воздушном пространстве России». Началась война пропаганды, на фоне которой Азербайджан закрыл структуру Россотрудничества «Русский дом в Баку», обвиненную властями в шпионаже.

На парад 9 мая Алиев, естественно, не поехал.

Рано утром 27 июня 2025 года в Екатеринбурге был проведен совместный рейд Росгвардии, МВД и ФСБ России в несколько квартир, где проживают этнические азербайджанцы, граждане РФ и Азербайджана. В ходе рейда правоохранители задерживали подозреваемых в причастности к убийствам в 2001, 2010 и 2011 годах. Во время задержания погибли (по заявлению Баку — убиты) выходцы из Азербайджана братья Зияддин и Гусейн Сафаровы.

30 июня 2025 года в Азербайджане задержали главу редакции «Sputnik Азербайджан» (входит в российский медиахолдинг «Россия сегодня») Игоря Картавых и шеф-редактора Евгения Белоусова.

1 июля 2025 года в Баку была задержана группа из восьми россиян по обвинению в наркоторговле с Ираном, онлайн-торговле запрещенными веществами и кибермошенничестве.

Россиян со следами побоев показали по национальному телевидению в момент избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В тот же день МИД Азербайджана ответил на российскую ноту относительно антироссийских действий Баку, призвав Россию не вмешиваться во внутренние дела страны.

Задержание россиян в Баку. Скриншот

Задержание россиян в Баку. Скриншот

Задержанными являются три сотрудника крупных российских IT-компаний, экс-работник нефтяной компании, психолог, туристы, а также студент. Задержанные покинули Россию в 2022 году после начала российско-украинского конфликта. Задержанных арестовали на четыре месяца.

В России аресты продолжаются. В Азербайджане также отменили все культурные мероприятия, связанные с РФ. Официальные заявления, однако, довольно сдержанные. Кремль выразил надежду, что обостренные отношения урегулируются.

Новая геополитическая реальность

По мнению Гора Петросяна, публичные проявления напряженности в азербайджано-российских отношениях, безусловно, являются следствием изменения силового баланса на Южном Кавказе. Трудно представить, чтобы азербайджанские пропагандисты и чиновники в 2019 году могли позволить себе ту риторику, которую позволяют себе сегодня. Еще труднее представить, чтобы азербайджанский демарш мог дойти до закрытия российских СМИ и публичного возбуждения дел против журналистов.

Сегодня мы наблюдаем симметричные, а в некоторых случаях асимметричные удары Азербайджана по Российской Федерации, что является следствием новых реалий на Южном Кавказе.

«Теперь, когда Нагорный Карабах как субъект не существует, а российское военное присутствие на Южном Кавказе сведено к минимуму, Азербайджан чувствует себя гораздо свободнее. С одной стороны, Азербайджан сегодня чувствует себя экономически более важным для России, чем Россия для Азербайджана, с другой стороны, Азербайджан находится в военно-политическом союзе с Турцией, что дает дополнительную уверенность властям Баку, и Баку хочет говорить с Москвой как равный с равным», — резюмирует Петросян.

Военно-политическое влияние Российской Федерации на Южном Кавказе ослабло. Это уже неопровержимый факт. Как следствие, мы имеем усилившийся Баку, который пытается стать региональным игроком номер один, и Армению, которая пытается заполнить свой вакуум безопасности всеми возможными средствами. В регионе уже присутствует Турция — как в экономическом, так и в военно-политическом плане, гораздо громче звучит голос Ирана. Учитывая все это, становится ясно, что дорога Трампа на самом деле пролегает по развалинам некогда монолитной военно-политической конструкции, оставшейся после России.

Лиана Хачатрян

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow