— Алена, вы часто пишете об Одессе, она присутствует и во многих ваших книгах — иногда впрямую, иногда тенью, образом, настроением. Вы вспоминаете Одессу с большой теплотой и ностальгией, чувствуется, что вы очень любите этот город. Вы там родились, а по складу характера вы — одесситка?
— Да, я одесситка, хоть и бывшая, но бывших одесситов не бывает (хоть и не люблю эту фразу, прозвучавшую из уст совершенного лживого персонажа по поводу офицерства). Одесская закваска на юморе, море, свободе — она остается в человеке всегда. Я родилась и выросла в этом городе, а «мои университеты» прошла в Питере — тоже знаковом для меня городе, но вернулась в Одессу и жила там до 1994 года, пока авантюризм молодости не вытолкнул меня за океан в поисках новизны и приключений.
— Наверное, нет такого человека на пространстве бывшего СССР, который не слышал бы об Одессе. Но у тех, кто там не бывал и города не знает, сложился устойчивый стереотип, который кратко можно описать, наверное, так: это город безумно обаятельных жуликов с уникальным одесским говором и чувством юмора. Насколько настоящая Одесса отличается от этого представления?
— Это действительно стереотип, но возник он не на пустом месте — наши талантливые писатели поработали. Но и было от чего оттолкнуться — язык Одессы, вобравший в себя множество других языков, вольный город, раздолье для всяких проходимцев, бандитов, романтика воровской Одессы: Ильф и Петров, Бабель, Жванецкий. Литературная среда породила мифологию Одессы, про нее уж столько написано, что не хочу повторяться. Но не только она породила — очень многое для Одессы значила ее киностудия с удивительной историей: наша фабрика грез — отечественный Голливуд.
Я из семьи кинематографистов. Достаточно прочесть мою книгу воспоминаний «Все, что помню», в которой рассказываю о детстве в «киношном дворе» на Французском (тогда Пролетарском бульваре) и про всех, кто там жил, работал на киностудии и приходил к нам в гости: Хуциев, Тодоровский, Муратова, Шукшин, Ташков, Савина. Их фамилии, фильмы, роли — золотой фонд ушедшей эпохи. А учил меня грамоте наш сосед Александр Аренберг — репортер газеты «Моряк», в которой он работал вместе с Константином Паустовским в 1920-х годах. Кстати, именно Паустовский вытащил его из сталинских застенков. Аренберг научил меня читать и думать. А Паустовский стал для меня родным человеком и на долгое время любимым писателем. Для меня было большой честью, когда четыре года назад Всемирный клуб одесситов провел презентацию моей книги воспоминаний, и Евгений Голубовский ( журналист, литературовед) написал, что его одесская полка любимых писателей пополнится моей книгой. Так я вернулась в родной город хотя бы виртуально.