Комментарий · Политика

И снова выпустили пар

Хотели сократить количество коммуналок, а сократили расходы на закупку детских книг

Борис Вишневский*, обозреватель

Фото: assembly.spb.ru

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.

Проект петербургского бюджета на 2026 год внесут на рассмотрение городского парламента в середине октября, принимать будут в ноябре.

Вопросы — и серьезные — к нему есть уже сейчас, когда обозначены общие контуры городской «ведомости доходов и расходов».

Но задают их немногие депутаты. И не всегда получают ответы.

Речь между тем идет не о деньгах чиновников — речь о деньгах горожан.

Как говорила Маргарет Тэтчер, «нет никаких государственных денег — есть только деньги налогоплательщиков».

В последние годы в августе в петербургском Законодательном собрании традиционно проводят так называемые «нулевые чтения» бюджета. Проводят с докладами соответствующих комитетов Смольного, представлением «базовых объемов бюджетных ассигнований» (объема расходов, которые по разным направлениям изначально планируются на следующий год), просьбами комитетов о «дополнительных потребностях» к этим «базовым объемам» и вопросами депутатов ЗакСа к чиновникам.

Теоретически по итогам этих «нулевых чтений» должен окончательно сформироваться тот проект закона о бюджете, который утвердит городское правительство и внесет в ЗакС.

Практически же — как показывает опыт последних лет — эти обсуждения служат скорее для «выпускания пара», и проект бюджета меняется мало. Да и на большинство неприятных вопросов чиновники отвечают крайне уклончиво.

Притом что задают их немногие — большей частью «Яблоко», иногда кто-то еще из депутатов, но редко.

Будь у городского парламента иной состав — все было бы совсем иначе… впрочем, об этом чуть ниже.

Два «блока» бюджета, которые касаются наиболее острых городских вопросов, вписаны в государственные программы «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами» и «Развитие транспортной системы».

Потому что, с одной стороны, Петербург остается «столицей» российских коммунальных квартир и городов «очередников», ждущих положенного жилья пятый десяток лет, а с другой — городом с хронически недостаточным развитием метрополитена и непрерывно растущими тарифами на проезд в общественном транспорте.

Число коммуналок в Петербурге — более 60 тысяч. Их жители имеют право на получение выплаты из бюджета на решение своих жилищных проблем. Однако в прошлом году были расселены лишь 1100 квартир — несложно подсчитать, что такими темпами процесс будет идти еще шестьдесят лет. Казалось бы, надо существенно увеличивать расходы бюджета на эти выплаты? Как бы не так: в бюджете 2025 года объем бюджетной субсидии на эти цели… сократили в два раза. С 3,9 до 1,9 миллиарда рублей. И пока в «базовых объемах» на 2026 год, которые представлены на «нулевых чтениях», стоит та же сумма — 1,9 миллиарда рублей.

Почему объемы сократили? Чиновники дают удивительный ответ на вопрос, который прошлом году задавал я (в этом — мои коллеги из фракции «Яблоко»): якобы «нет спроса» на получение этих выплат. Мало желающих их получить.

Фото: assembly.spb.ru

Поскольку крайне редко приходится встречать тех, кто живет в стесненных условиях и отказывается от денег, мы стали разбираться. И ларчик открылся просто: на эти выплаты — в среднем 2,4 млн руб. на семью — в Петербурге нельзя купить даже студию. К тому же получить эти выплаты можно, только если все жильцы квартиры согласны на расселение, что далеко не всегда возможно.

Выход из ситуации напрашивается: увеличить выплаты — как минимум вдвое — и снять барьеры для их получения (чтобы одни жители коммуналок не были заложниками других, не желающих расселяться). Но эти предложения (фракция «Яблоко» выступает с ними все последние годы) наталкиваются на сопротивление Смольного и отклоняются парламентским большинством ЗакСа, которое Смольному ни в чем, как правило, не перечит. На «нулевых чтениях», правда, чиновники заявили о необходимости некоей «дополнительной потребности» в жилищной сфере, но не факт, что она войдет в проект бюджета. И не факт, что коснется проблемы коммуналок.

Еще одна проблема, имеющая многолетний характер, — это «очередники» (те, кто стоит на очереди на улучшение жилищных условий, в силу стесненности проживания), не имеющие никаких льгот. Не инвалиды, не многодетные семьи, не дети-сироты, не семьи с детьми-инвалидами.

Предварительно в бюджет 2026 года заложено 3 млрд рублей на указанные цели. При средней стоимости двухкомнатной квартиры в городе около 12 миллионов рублей, этого хватит на 250 семей. А таких семей в Петербурге — около 70 тысяч. Сколько лет такими темпами еще им придется ждать жилья, легко подсчитать: люди столько не живут. И еще одна цифра, о которой «Яблоко» говорит все последние годы: «очередники» без льгот ждут получения жилья более 40 лет. Сейчас, как сообщили на «нулевых чтениях», его получают те, кто встал на очередь в… 1982 году. Еще при жизни Брежнева. В начале 90-х, когда ко мне, депутату Московского райсовета, обращались избиратели, на мои запросы сообщали, что жилье дают тем, кто встал на «очередь» до 1979 года. За тридцать лет «очередь» продвинулась на три года.

Третья «жилищная» тема — субсидии на решение жилищных проблем семьям с тремя и более несовершеннолетними детьми, и семьям с детьми-инвалидами.

Глава фракции «Яблоко» Александр Шишлов спрашивал на «нулевых чтениях»: почему в 2026 году эти расходы, по сравнению с 2025 годом, хотят существенно сократить? Ответ чиновников был все тем же: якобы «нет потребности». Что называется, верится с трудом.

Теперь — о транспортной сфере.

Главной проблемой в ней вот уже много лет остается недостаточное развитие метрополитена. За пять последних лет в строй была введена одна новая станция метро (в Москве за это же время — 39), притом что обещали ввести десять. Теперь за следующие пять лет — до 2030 года — снова обещают десять новых станций, а до 2035 года — 35.

Верится в это плохо: на эти цели, по расчетам Смольного, нужно 1,1 триллиона рублей, при этом в 2025 году выделено около 35 млрд, в 2026 году планируется 55 млрд, в 2027 году — 80. Итого 170 млрд рублей. Откуда возьмется еще 940 млрд рублей в 2028–30 годах?

«Яблоко» задавало этот вопрос, в том числе губернатору, и получило ответ: «Будем просить федерального софинансирования». Но не факт, что его дадут, и тем более в таких объемах.

Заметим: из расходов на строительство Калининско-Красносельской линии метро — самой долгожданной в городе — в 2025 году бюджетом предусмотрено 2,25 млрд рублей, но на 1 августа 2025 года не исполнено вообще ничего.

И еще о метрополитене: несмотря на то что плата за проезд за последние восемь месяцев росла дважды, чиновники просят добавить еще 38 миллиардов рублей субсидии на следующий год. Почему? Никаких разумных объяснений нет. Зато в бюджет на 2026 год предварительно вообще не закладываются расходы на приобретение «подвижного состава». Проще говоря — вагонов, и не только метро. Правда, на «нулевых чтениях» чиновники попросили 17 миллиардов рублей на эти цели, но большей частью на трамваи. И попросили увеличить расходы на заключение контрактов с автобусными, троллейбусными и трамвайными перевозчиками. Напомним, что и тут плата за проезд была дважды повышена в этом году.

Фото: assembly.spb.ru

Еще одна «транспортная» тема — перехватывающие парковки. Которые нам обещают не первый год, чтобы граждане оставили на них (у окраинных станций метро) свои автомобили и дальше поехали на общественном транспорте, не загружая центр. Так вот, в 2026 году по сравнению с 2025 годом почти в десять раз (126 млн рублей вместо 1,1 млрд рублей) сокращаются расходы на эти цели.

И ходят слухи, что перехватывающие парковки хотят сделать платными. И (это уже не слухи, а планы Смольного) с октября вводят «дифференцированные тарифы» (повышая их в ряде мест в несколько раз) на платные парковки. 

На вопросы депутатов, для чего это делается и почему именно такие тарифы хотят ввести, чиновники практически не отвечают: мол, имеем право и делаем…

По другим направлениям расходов бюджета тоже возникает множество вопросов (депутаты от «Яблока» их задавали на «нулевых чтениях»).

Так, Александр Шишлов спрашивал, почему в 2026 году собираются сократить средства на закупку книг для школьных библиотек, дистанционное образование детей-инвалидов, капремонт зданий, где находятся образовательные учреждения, и на приобретение оборудования и инвентаря для школ и детских садов, вводимых после капремонта? Разве школьные библиотеки укомплектованы, здания образовательных учреждений отремонтированы, школы и детские сады не будут нуждаться в оборудовании, а дети-инвалиды будут меньше нуждаться в дистанционном обучении? Ответов по существу он от чиновников так и не получил.

Александр Шишлов (в центре). Фото: официальный тг-канал

Понятно, что, если увеличивать финансирование по важным направлениям, на это нужны деньги. Но известно, откуда их можно взять: простейший вариант — «резервный фонд» правительства города, где в 2026 году планируют заложить 40 миллиардов рублей. При этом реальные расходы этого фонда значительно меньше того, что закладывается в бюджет города. Так, в 2024 году из 44,6 млрд рублей, которые были заложены, израсходовали только 13,5 млрд.

Еще можно сэкономить на расходах на оформление города к праздникам, на создание «садов-трансформеров», на содержание структур, связанных с платными парковками, — городского центра управления парковками и проекте «Единое парковочное пространство» (сейчас более 50% от собранной платы за парковку уходит на содержание этого центра и этот проект)…

И еще одна важнейшая бюджетная тема: пока продолжается СВО, городской бюджет финансирует часть связанных с ней расходов (в том числе выплаты контрактникам и расходы на проведение работ в Мариуполе).

Александр Шишлов, выступая на открытии «нулевых чтений», напомнил, что «Яблоко» с самого начала выступало за прекращение огня, прекращение гибели людей и переговоры, и теперь эта позиция разделяется и большинством избирателей. И что петербургские избиратели, чьи налоги (в данном случае подоходный налог) формируют более 40% городского бюджета, должны иметь полную информацию об этих расходах, о цене, которую платит за это городское сообщество.

Между тем часть этих расходов, осуществляемая через Резервный фонд правительства, «непрозрачна» и, в нарушение Бюджетного кодекса, скрыта от горожан. 

А необходимо, чтобы все эти расходы были открыты — и осуществлялись не через Резервный фонд, а указывались в документе, который называется «ведомственная структура расходов бюджета», чтобы было понятно, на что конкретно тратятся деньги.

Все перечисленное предлагается, озвучивается, задаются вопросы чиновникам — а потом настает время голосования за бюджет… и пять парламентских фракций из шести (кроме «Яблока», выступающего против таких бюджетов) за него исправно голосуют, отклоняя любые поправки, против которых выступает Смольный.

Фото: assembly.spb.ru

Будь у ЗакСа иной состав, где парламентское большинство критически оценивало бы предложения администрации (причем не только по бюджету) и не считало бы себя «одной командой» с губернатором, — у города был бы другой бюджет и куда лучше решались бы многие острые проблемы.

Иногда, правда, даже те депутаты, которые исправно голосуют так, как нужно Смольному, сетуют (в частных разговорах) на недостатки бюджета, на хамство чиновников, на то, что с ними не считаются и о них «вытирают ноги».

«Так вы сами приучили Смольный, что проголосуете даже за чистый лист вместо бюджета, если они его внесут, — сказал я год назад одному из таких жалобщиков. — Что проект бюджета присылают не для того, чтобы читали, а для того, чтобы поддерживали. Один раз проголосуйте против некачественно составленного бюджета — сразу начнут считаться. А пока ведете себя, как тряпки, — не жалуйтесь, что вытирают ноги».

* Минюст РФ внес в реестр «иностранных агентов».