Сюжеты · Общество

Как выжигают «скверну»

Государство наказывает за неправильное почитание монументов

Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Вечный огонь и мемориалы воинской славы становятся в стране местом, к которым лучше не приближаться. Они усилиями правоохранителей, а особенно СК, превращаются из мест памяти и скорби в какие-то священно-языческие капища, куда лучше не приводить детей, не фотографировать, да много не… Потому что любое неосторожное движение там может привести к наказанию, в 99 процентах случаев несоразмерному степени общественной опасности. К тому же перечень символов воинской славы российским законодательством до сих пор не определен. А обидеться силовики могут за все, что таковым сочтут. 

Число уголовных преследований из-за «оскорблений памяти» выросло за последние годы в геометрической прогрессии и продолжает галопирующий рост. 

И потому эти места начинают не привлекать людей, которые бы хотели проникнуться историей Родины, а наоборот — отталкивать.

По данным правозащитного проекта «ОВД-Инфо»*, с 2022 года и по сей день силовики инициировали более 210 уголовных преследований, связанных с нарушением мемориальных законов. Около 80 дел о реабилитации нацизма возбудили из-за того, что россияне проявляли, по мнению власти, «неуважение» к мемориалам Вечного огня. Неуважение выражалось всегда по-разному, но, по утверждению силовиков, власти всегда дерзко и обидно. 

Наказывая неразумных граждан и гражданок, правоохранительные органы опираются на мемориальные законы, которые должны защищать память о жертвах Великой Отечественной войны. Главный из этих законов был принят еще в 2014 году, он и закрепил статью о реабилитации нацизма (ст. 354.1 УК). А в 2021 году Госдума приняла поправки, которые эту статью расширили и ужесточили наказание за ее нарушение — до трех лет колонии.

Одно осталось неизменно: статья о реабилитации нацизма по-прежнему расписана расплывчато, так, что реальные сроки теперь получают даже за поступки, которые не несут в себе никакого реального умысла на эту самую реабилитацию.

Люди даже и не думают в момент нахождения у Вечного огня о каком-либо нацизме, некоторые и понятия такого не знают — реабилитация. 

Случаются, конечно, совсем идиотские поступки граждан, лишенных (не без помощи госпропаганды) морали и эмпатии, но все равно — достойные разве что общественного порицания и административного наказания, но никак не тянущие на уголовку. Тем более что об этих проступках вообще бы никто не узнал, если бы они не попали в провластные телеграм-каналы и не стали бы поводом для громких заявлений о поиске злоумышленников и возбуждении уголовных дел. Они — аморальны, но в основе своей не были направлены на какую-то публичную демонстрации порочных идей. Публичности им как раз добавили силовики.

Приведем лишь часть абсурдных дел. 

  • Лето 2023 года. В парке имени Ленинского комсомола в Махачкале гражданки Алиева и Чункова решили сварить кофе в двух турках над пламенем Вечного огня у памятника Воину-освободителю. В суде они объяснили свой поступок так: по случаю окончания учебного года были в парке на пикнике с детьми. Взяли еду и газовые горелки, однако обнаружили, что горелки не греют. Тогда мамы Чункова и Алиева решили попробовать сварить кофе на Вечном огне. В 2025 году Верховный суд Дагестана назначил женщинам по году лишения свободы условно. Помимо этого, гражданок обязали возложить цветы к монументу «Воин-освободитель», встретиться с ветеранами и посетить детский дом, что они и сделали. 
  • Тем же летом, но уже в Волгограде, силовики задержали подростка, который прикурил от Вечного огня. В отношении него возбудили уголовное дело по ст. 244 УК РФ («Надругательство над телами умерших и местами их захоронения»).
  • Летом 2022 года в Марий Эл трое турецких туристов были приговорены каждый к году колонии-поселению по делу о «публичном осквернении символов воинской славы России». Суд установил, что те, находясь в Центральном парке культуры и отдыха Йошкар-Олы, «вытирали и отряхивали ноги в обуви о поверхность постамента монумента «Вечный огонь». 
  • В 2023 году в Дербенте «реабилитацию нацизма» приписали 62-летнему бездомному мужчине, который грелся у мемориала «Скорбящая мать». Наказание неизвестно.
  • И о любви. В начале июля 2025 года из-за надписи «Я тебя люблю» на стендах в честь Дня Победы на петербуржца завели уголовное дело за «реабилитацию нацизма». Эту надпись 23-летний парень написал на Малой Конюшенной, рядом находилась девушка, которой это посвящалось. Полиция доставила в отделение обоих. Задержанный молодой человек сказал, что написал фразу под влиянием алкоголя. Он признал вину и раскаялся. Отпустили, но грозит до трех лет. Признание в любви на стендах уже отмыли.

В июне 2025 года в Ставропольском крае к 2,5 года колонии-поселению приговорили двух мужчин, гревших ноги у «Вечного огоня солдатской славы и бессмертия» в станице Курской. Подсудимых признали виновными в осквернении символа воинской славы России группой лиц. Оба не признали вину. Суда они дожидались в СИЗО.

Фото: Ярослав Чингаев / Коммерсантъ

…Но чаще всего под пристальное внимание силовиков попадают дети.

  • 12 июня этого года 8-летний ребенок подъехал к Вечному огню на велосипеде в поселке Семибратово Ярославской области. Он на велосипеде подъехал к монументу, поднялся к звезде с Вечным огнем и несколько секунд постоял, а потом водой из емкости из-под цветов погасил огонь. Привлечены были силы полиции. СК делал заявления… Ребенка, конечно, быстро нашли. Оказалось, что он страдает аутизмом. Решил, что это пожар, ну и действовал соответственно своему предположению. Уголовное дело, на счастье, в итоге не возбудили, но материалы передали в комиссию по делам несовершеннолетних. Зачем?
  • В конце ноября 24-го года СК прекратил уголовное преследование двух детей, которые закидали снежками Вечный огонь в Норильске. И то — только потому, что, по словам главы СК Красноярского края, дети не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Проступок дети совершили 19 ноября, поймали их 24-го, сотрудники полиции провели с мальчишками и их родителями профилактическую беседу. Но по требованию Александра Бастрыкина уголовное дело по статье об уничтожении или повреждении мемориальных сооружений, а также объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, было все-таки возбуждено, чтобы стремительно прекратиться.

  • В декабре прошлого года Красносельский районный суд Санкт-Петербурга вынес решение по делу о закидавших Вечный огонь в городе детях. Им повезло меньше, чем норильским, потому что они оказались мигрантами. Было решено выдворить из страны все две семьи. После вынесения решения родителей поместили в центр для иностранных граждан, подлежащих выдворению, а их детей — на временное содержание в спецучреждения. А 11-летний мальчик, который и потушил Вечный огонь, отправлен в полицейский центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
  • В том же году тот же Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело по факту осквернения мемориала в Нефтеюганске, где дети также бросались снегом. «В СМИ и социальных медиа сообщается, что в городе Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа — Югры группа несовершеннолетних бросала в Вечный огонь пиротехнические изделия и снег, а также повредила звезду, установленную на мемориале», — сказано в СК.

«Новая вкладка» изучила все подобные сообщения и данные исследовательского центра «Сова»*. По данным издания, с января 2020 по июнь 2025 года было возбуждено не менее 104 дел, связанных с мемориалами. «Почти все они — уголовные: только пять дел были административными. Уголовные дела в таких случаях заводились по разным статьям: о вандализме (214 УК РФ), об уничтожении или повреждении воинских захоронений (243 УК РФ), о надругательстве над телами умерших или местами захоронений (244 УК РФ), о повреждении объектов культурного наследия (243.2 УК РФ) и о реабилитации нацизма (354.1 УК РФ)», — говорится в исследовании. 

«Юрист и руководитель проекта «Сетевые свободы» Дамир Гайнутдинов объясняет, что выбор статьи часто зависит от конкретного места и действия, воли следователя и того, какие мотивы он усмотрит. Если все произошло на кладбище — может быть статья о надругательстве над местами захоронения, если повредили сам монумент или оставили на нем надпись — о вандализме. Но самой популярной статьей в последние годы стала статья о реабилитации нацизма, один из пунктов которой содержит формулировки «осквернение символов воинской славы России» и «оскорбление памяти защитников Отечества». 

Однажды, приводит пример «Новая вкладка»,

дело о реабилитации нацизма возбудили даже за нарушение ПДД: «В Иркутске пьяный водитель без прав проехал на большой скорости по пешеходной дорожке возле Вечного огня, где запрещено движение автотранспорта».

Как указывает издание, не всегда уголовные дела возбуждаются в связи с какими-то действиями у мемориалов, связанных с Великой Отечественной, но все равно судят по статье «реабилитация нацизма». Потому что в статье УК упоминаются некие «памятные даты» — ну это вообще любимый трюк законодателей: поставить в конце репрессивного закона нечто неопределенное, например: «и другие». Какие «другие» — никто расшифровывать не собирается, оставляя все на усмотрение правоохранительных органов. Вот и получаются уголовные дела о Мамаевом побоище и оскорблении памяти ее ветеранов.

Юристы замечают, что никто и не собирается пересматривать эту практику в сторону здравого смысла — наоборот, летом этого года появился законопроект, согласно которому в Уголовном кодексе появится понятие «осквернение». Что такое «скверна», определять опять-таки полицейским и следователям на местах.

И этот принтер не остановить…

*Внесены властями РФ в реестр «иноагентов»

Этот материал вышел в десятом номере «Новая газета. Журнал». Купить его можно в онлайн-магазине наших партнеров.