Год назад под звуки фанфар нам пообещали грандиозный парад спортсменов и физкультурников именно на главной площади страны. Но отчего-то не склалось — то ли времени на подготовку не хватило, то ли концепция не устроила, то ли нынешняя обстановка не позволила реализовать поручение президента РФ, данное еще в 2023 году. Тогда высказанное на заседании Совета по физкультуре и спорту предложение главы опальной Международной ассоциации бокса Умара Кремлева возродить давно похороненную традицию показалось диковатым даже для наших странных времен, но неожиданно нашло поддержку и сверху, и снизу.
Не скажу, что работа закипела, но идею с энтузиазмом восприняли и ностальгирующие ветераны, и молодежь, видевшая масштабные спортивно-физкультурные театрализованные шествия по исторической брусчатке разве что в старом кино. Выразительнее всех отразил парадный социокультурный феномен 30-х Григорий Александров в финальной сцене своего вышедшего на экраны в 1936-м «Цирка», когда главная героиня в исполнении Любови Орловой рука об руку с главным героем в исполнении Сергея Столярова в едином строю с молодыми, спортивными и задорными под «Песню о Родине» («Широка страна моя родная…») шествуют бодрым маршем к светлому будущему. Красиво, вдохновляюще, идеологически безупречно. Александров знал, на какие патриотические точки нажимать, понимал, что и как снимать, — не случайно через два года ему доверят документальную хронику «Физкультурный парад», а после войны в начальных кадрах его комедийно-лирической сказки «Весна» по улицам центра Москвы снова будет шагать колонна девушек в белом. Как знак эпохи такая же колонна лет через 75 появится в вольной экранизации булгаковского романа «Мастер и Маргарита», штрих не случайный, только атмосфера другая, в которой главным героям дышится, мягко говоря, не так вольно, как в песне о Родине.