В самом конце поля, на границе лесопосадки, стоит большой черный камень. Рядом с ним — три черных флага и черные венки. На всех — эмблемы с двумя скрещенными мечами и звездой по центру.
Это место гибели Евгения Пригожина и Дмитрия Уткина — двух глав ЧВК «Вагнер». Здесь — в полутора километрах от затерянного среди тверских равнин села Куженкино — 23 августа 2023 года рухнул их бизнесджет Embraer Legacy 600.
Официальная причина крушения до сих пор не названа. Мало кто верит, что между этим событием и устроенным за два месяца до него «маршем «Вагнера» на Москву нет связи. Но следствие два года молчит.
В катастрофе погибли не только руководители ЧВК. Она унесла жизни еще восьми человек, в том числе трех членов экипажа, которые к наемникам никакого отношения не имели: Алексея Левшина, Рустама Каримова и Кристины Распоповой. Как рассказывали «Новой газете» родственники командира судна Алексея Левшина, в авиакомпании им в тот день лишь смогли сказать: «Извините, что не уберегли вашего папу». И больше о произошедшем ничего не говорили. Ничего не знает, судя по последнему интервью, даже мать самого Пригожина.
Портреты всех погибших установлены на стенде рядом с флагами и ритуальным крестом, на который присверлены металлические буквы — слоган «Вагнера»: «Кровь. Честь. Справедливость. Родина. Отвага». Но портрет Пригожина стоит еще и отдельно — с патетичной надписью: «Здесь погиб русский богатырь и великий полководец, создатель и руководитель сильнейшей армии мира». А ниже — заверения в верности стране и президенту.
Сами куженкинцы, впрочем, ни в какую верность Пригожина Путину или Путина Пригожину не верят. Они вообще бы, кажется, предпочли, чтобы все произошло не рядом с их селом. Или даже не произошло вовсе.