В середине 90-х я оказался в Калуге на одном из лучших ликероводочных заводов страны, одном из двенадцати, что ли, построенных еще Витте, перед введением государственной монополии. И главный инженер завода рассказал, как приезжал к ним недавно Жириновский, чтобы заказать крупную партию водки своего имени. И этикетку привез — с картой России, с Балтией, Финляндией, Польшей и так далее, закрашенными одним цветом. И Аляской тоже. Заказ был очень выгодным, но из-за этикетки — подумали и отказались, не решились, струсили, как сказал главный инженер… Уплыл выгодный заказ.
Такие были страшные времена.
Я как раз насчет Аляски. Открытая русскими моряками земля. Проданная царями американцам.
«…До нас не дошли ни записи, ни тем более протоколы предварительных переговоров обсуждений, — категорически утверждает советский историк и писатель А. Алексеев в своей широко известной книге «Судьба Русской Америки». — Не нашли мы их и в личном архиве царя и в архиве канцлера А.М. Горчакова, которые вели переговоры о продаже Аляски один на один, с глазу на глаз, не оставляя никаких официальных документов… Наверное, принять такое решение было совсем не просто: ведь до самого акта продажи никто из государственных деятелей, ни тем более руководителей Российско-американской компании, не ставил вопрос о продаже русских территорий. Но всем ходом своей внешней политики недальновидное царское правительство, подталкиваемое правительствами США, Англии и Франции, подходило к этому позорному решению».
«Правда, не совсем ясно, — иронизирует академик Николай Болховитинов в своей книге «Русско-американские отношения и продажа Аляски», — в каких именно архивах искал документы А. Алексеев, но если бы он обратился к основному хранилищу материалов по Российско-американской компании и внешней политике России в целом, то без особого труда обнаружил бы многие десятки и сотни самых разнообразных документов, в том числе, о многочисленных предварительных обсуждениях этого вопроса в высших правительственных сферах в Петербурге и Вашингтоне начиная еще с 50-х годов XIX в. и о ходе самих переговоров, которые завершились подписанием в американской столице договора от 18 марта 1867 года».