Неприметная дверь во дворе. Ступеньки вниз, на цокольный этаж. Полумрак входной зоны, с порога ощущение обжитого пространства, обитатели которого невзыскательны и гостеприимны. После прихожей попадаешь в основной зал, где завсегдатаи, общаясь между собой, как кажется, совершенно не обращают внимания ни на тебя, ни на то, ради чего ты сюда пришел. Картины и картинки, если это экспозиция, становятся частью интерьера, в атмосфере которого разворачивается множество диалогов. Музыкальные инструменты подготовлены и неприкаянно стоят или лежат у стены, в то время как на них, кажется, никто, включая самих музыкантов, даже не смотрит. В воздухе повис запах табака, хотя никто вокруг не курит, а возле стен, сбиваясь в небольшие компании, стоят задумчивого вида молодые люди и вполголоса обсуждают что-то, пробуя разлитое по бумажным стаканчикам красное вино.
Потом внимание переключается на вещающего куратора или на представляющихся музыкантов, начинается более пристальное всматривание/вчитывание/вслушивание, длящееся или тянущееся, а затем вечер плавно возвращается к тому, с чего начинался. Так, в общих чертах, представляется атмосфера любого «невидимого» художественного пространства — места, установившего свои границы в пределах подвальной или чердачной комнаты или серии комнат, скрытого от посторонних глаз и в то же время открытого для того, кто завернул в этот затененный уголок на карте городского культурного ландшафта в поисках новых впечатлений и знакомств.
Независимых площадок в Петербурге несколько, и объединяет их то, что кроме концертов там периодически проходят выставки, кинопоказы, лекции и просто спонтанный обмен идеями. Одно из этих мест — бывшая самоорганизованная галерея художников из петербургской группы «Север-7». После своего распада группа оставила пространство, но благодаря отдельным энтузиастам это место не перестало быть творческим кластером, где практически каждую неделю проходят электронные live-выступления, а недавно проходил длящийся несколько дней фестиваль-воркшоп, где все желающие могли как вслушаться в окружающие акустические ландшафты, так и собрать собственный музыкальный инструмент.