Комментарий · Общество

Вагнер ищет работу

Через два года после мятежа мерч «Вагнера» упал в цене на 95%. Но самый низкий спрос — на людей

Татьяна Брицкая, редактор отдела расследований
Демонтаж баннера ЧВК «Вагнер» в Санкт-Петербурге. Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Демонтаж баннера ЧВК «Вагнер» в Санкт-Петербурге. Фото: Петр Ковалев / ТАСС

В дни пригожинского мятежа крупные маркетплейсы сообщили, что перестанут продавать мерч ЧВК. Тогда же в городах срывали баннеры с рекламой кампании, Ozon и Wildberries не отставали. Действительно, 24 июня 2023 года по запросам «Вагнер» и «ЧВК» на Ozon нельзя было найти ни единой вещи. Аналогично — на площадках «Сима-ленд» и «Яндекс. Маркет».

При этом Ozon заявил, что «товары были скрыты с витрины по жалобам пользователей», а Wildberries пообещал не только скрыть, но и вовсе удалить продукцию с маркетплейса.

Однако уже через три-четыре дня, когда стало очевидно, что «Вагнеру» за прогулку в столицу формально ничего не будет, товары на виртуальных прилавках появились вновь, более того, на них наблюдался повышенный спрос. Цены на некоторые позиции выросли на 40%.

Официальная «Парламентская газета» цитировала тогда продавцов одного из интернет-магазинов: 

«Вы не представляете, как у нас все раскупали, особенно в воскресенье. Мы пришли в понедельник на работу и просто обалдели от количества заказов. Нашивки, флаги, значки — буквально в каждом заказе было что-то с символикой «Вагнера». А то и весь заказ из нее состоял».

После того как «Вагнер», потеряв лидеров, размылся в различных проектах и локациях, от Беларуси до Мали, пошел на спад и интерес к его мерчу. Однако совсем не исчез — это можно видеть по широте ассортимента на тех же маркетплейсах.

На Wildberries по запросу «Вагнер выдача» показывает более 40 тысяч товаров. Первыми вылезают несколько книг о ЧВК, все изданы «АСТ», с говорящими названиями: «Дорога на Бахмут», «Восемь лет с «Вагнером», «Летопись» и другие. Недорого — каждая со скидкой обойдется в 600–700 р. Скидка — до 50%, и, судя по графикам динамики цен, она назначена более трех месяцев назад.

Далее идут металлические значки в виде шевронов, в среднем стоят в районе 500 рублей (начальная цена была втрое выше). Цена обычного тканевого шеврона на липучке с оскалившимся черепом сейчас около 300 рублей, а была на старте 1200, падение в четыре раза. Оно тоже зафиксировано более трех месяцев назад.

Фото: скриншот wildberries.ru

Фото: скриншот wildberries.ru

Флаг ЧВК упал в цене сильнее прочих товаров: сейчас его можно заказать за 643 рубля, а на старте стоил 18 тысяч. Это он еще чуток поднялся сейчас, а в марте стоил вообще 415 рублей, то есть девальвировал «Вагнер» в 43 раза, или почти на 98%.

Под карточкой товара много отзывов: «Вагнер» это сила, это честь и всё, что есть на флаге», «Будет когда-нибудь висеть на стенке», «Висит в гараже, купил по пьяни». Под последним автоматический ответ продавца: «Добрый день! Спасибо за ваш отзыв! Для нас это очень важно». Больше всего комментариев однотипных: «Брала на могилу сыну», «Купил на могилку товарищу».

Футболки с символикой компании все еще покупают, они в топе популярных товаров, связанных с ЧВК, но в цене упали вдвое и продолжают падение. Сейчас средняя цена недотягивает до тысячи рублей. Аналогичный ценник на футболке с портретом Пригожина и его цитатой: «Важно, не когда ты погибнешь, а как». Применительно к судьбе самого владельца «Вагнера» слова читаются двусмысленно. Уткин дороже — футболка с его лицом стоит 1300 (против начальной цены в 3600). Наклейки на машины упали вчетверо и продаются по 200 с небольшим. Такая же цена за стикер на телефон.

Есть и более экзотические товары: обложка на паспорт с непристойной надписью и шевроном компании — по 423 рубля против начальных 660 и даже школьный дневник с логотипом ЧВК на каждой странице.

Стоит 428 против прежней цены в тысячу с лишним. Отзывы неоднозначные: «Выбирал сын, но не заполняет», «Учитель выгнал из класса».

Бренд ЧВК используют и в качестве рекламы не связанных с ней товаров. На разных маркетплейсах есть, например, тактические куртки, которые продавцы называют «Пригожин», — он появлялся на видео в похожих. Кое-где можно увидеть даже изображение покойного в соответствующей одежде — в качестве рекламы.

Сам предприниматель тоже продается — в виде ростовой фигуры из картона. Пригожина в полный рост можно завести дома всего за 1600, а ведь еще недавно стоил 10 тысяч. «Удиви близких», — предлагается в карточке товара. Удивить таким и, правда, можно: Пригожин запечатлен в самый яркий миг своей публичной активности — фигура сделана со скриншота знаменитого видео, на котором лидер ЧВК спрашивает Шойгу и Герасимова о снарядах. Если это слишком, у того же продавца можно на 200 рублей дешевле приобрести того же персонажа, но в обычном костюме.

Фото: скриншот wildberries.ru

Можно купить портрет Пригожина 20 х 30 и повесить в кабинет — в карточке товара имеется фото с примером такого интерьера. Тут цена почти не изменилась, тысяча с небольшим. Для более креативных решений есть стикерпак с Пригожиным в разных видах, этот даже подорожал с 250 до 350 рублей, в одном из комментов указано: «Стикеры настолько крутые, что по дороге кто-то вскрыл упаковку и украл половину». Самый странный товар, на мой потребительский взгляд, — объемный гипсополимерный магнит на холодильник в виде лица Пригожина анфас. Похож на посмертную маску. Стоит 430 р.

На Ozon ассортимент тоже богат, но чуть иной. Здесь большое разнообразие шевронов на липучке. Один из самых популярных — с графическим портретом Пригожина и цитатой про «лучших в аду». Много мерча с изображением сжатой в кулак руки с вытянутыми большим и мизинцем — знаком «джамбо». На шеврон с такой вышивкой самая большая скидка: сейчас он идет по 95 рублей, а на старте стоил полторы тысячи, цена упала на 93%. Падение от 60 до 90% зафиксировано на десятки товаров.

Есть и отразившие реалии лета 2023 года шевроны с лого «Вагнера» на фоне флага Беларуси. Они подешевели в 15 раз: 100 рублей против 1500. Самым дорогим товаром с символикой ЧВК на этой площадке остается банное полотенце с шевроном всего по 1208 рублей (было 2950, скидка — 59%).

Фото: скриншот ozon.ru

Есть мерч и на «Авито», б/у. Из любопытного — памятный значок «Вагнер» в Ростове. На нем тот самый танк в воротах цирка, стоит 2200.

…Наименьший спрос — на людей. На «Авито» 140 объявлений вагнеровцев, ищущих работу. Запросы разнообразны: 300 тысяч в месяц хочет получать бывший командир группы разминирования из Ростовской области, который планирует работать «на госслужбе или в НКО».

В «высшем менеджменте» с зарплатой 250 тысяч, но «без опыта работы», рассчитывает трудоустроиться москвич, бывший инспектор МЧС. В качестве позитивных качеств упоминает умение управлять людьми. До ЧВК продавал квадроциклы.

Более реальные цели — найти работу охранником — ставит москвич со стажем в ЧВК 5 лет. В разговоре с нами он сказал, что не против пойти в личную охрану с желаемой зарплатой 150–250 тысяч, вполне реалистично.

Запрос скромнее — 60 тысяч в месяц — у бойца из Нижнего Тагила с удостоверением частного охранника и снятой судимостью: «Помилование президента России, участвовал в СВО, ЧВК «Вагнер».

В Краснодарском крае вагнеровец ищет работу за 30 тысяч рублей.

В основном желаемую зарплату даже не указывают, и по одному этому видно, что люди готовы на любую работу.

«Ветеран СВО. Награжден орденом Мужества указом президента РФ. Награжден вагнеровскими наградами: медалью за взятие Бахмута, медаль «Бахмутская мясорубка», орден черный крест «Вагнера», «Бывший сотрудник ЧВК «Вагнер», с января по июль участвовал на СВО в г. Бахмут, Славянск, Лисичанск Удостоверения и лицензии частного охранника нет».

За 666 рублей (но это, конечно, юмор такой) экс-боец из Новосибирска предлагает помощь в решении проблем широкого спектра: «Решаем вопросики за ваши бабосики», — гласит объявление. Дополнительно указано, что мужчина — мастер спорта по рукопашному бою.

В основном люди просятся в охрану. Многие сфотографировались в камуфляже и с медалями. Некоторые объявления висят с лета 2023 года. Люди еще готовы с большим дисконтом покупать мерч «Вагнера», но не очень-то готовы брать на работу его бойцов.

Несколько человек, которым мы написали, так и не ответили на наши сообщения. Возможно, просто купились на другие объявления, которыми пестрит «Авито»: «Вахтер на СВО», «Охрана границы СВО» или «Охранник берегов африканского континента». Это креатив вербовщиков, которые работают на Минобороны. Почти во всех объявлениях такого рода указано: «Для студентов, для пенсионеров, с нарушениями здоровья».