Сюжеты · Общество

Автозак за кулисами

В Тюмени судят директора драмтеатра и его зама. Их уволили без приговора суда. Артисты театра заступились за своих коллег, они не верят следствию

13:55, 24.06.2025
Андрей Карев, корреспондент судебного отдела
Фото: Андрей Карев / «Новая газета»

Фото: Андрей Карев / «Новая газета»

В январе прошлого года в Тюменский Большой драматический театр нагрянули силовики. Заявились не на премьеру, а с обыском. Обошлось без аплодисментов — ограничились допросами. Вместо букетов — забрали всю документацию. Спустя полгода против руководителя театра Сергея Осинцева и его заместителя Александра Чурсина возбудили дело по обвинению в мошенничестве за постановку двух спектаклей. Им вменили, что якобы при заключении договоров с подконтрольными фирмами заместителя драмтеатра было похищено свыше 30 миллионов рублей у Тюменского концертно-театрального объединения (ТКТО), которое координирует деятельность культурных учреждений в городе. Денежными средствами они якобы распорядились по своему усмотрению на личные нужды. Сотрудники театра называют эти обвинения голословными.

По словам адвокатов, в ходе следствия под давлением силовиков Осинцев и Чурсин дали признательные показания. После того как они отказались от признаний, следователь требовал ужесточения им меры пресечения — заключение под стражу. Однако суд не согласился. Сейчас обвиняемые ожидают начало судебного разбирательства под запретом определенных действий с браслетом на ноге. Без решения суда фигурантов дела уже успели уволить из театра. Их коллеги пытаются отстоять своих руководителей и верят в их скорое возвращение.

Действующие лица

Подсудимые

  • Сергей Осинцев. с 2011 года руководитель Тюменского Большого драматического театра (БДТ). За время его шефства труппа не раз поднималась на федеральный пьедестал: спектакли получали признание жюри национальной премии «Золотая маска». В 2022 году БДТ стал первым в Тюменской области, кто удостоился высшей театральной награды.
Сергей Осинцев. Фото: соцсети

Сергей Осинцев. Фото: соцсети

  • Александр Чурсин. в марте 2011 года по приглашению Осинцева начал работать в должности рекламного менеджера театра. С 2014-го после объединения театра с ТКТО получил должность начальника отдела рекламы.

Александр Чурсин. Фото: соцсети

Представители потерпевших

  • Вероника Кирюшина, генеральный директор ТКТО. До этого занимала руководящие должности в местном Дворце молодежи «Геолог», комитете по культуре Тюмени, а перед приходом в объединение работала замдиректора городского департамента культуры.
  • Олег Машуков, заместитель гендиректора ТКТО по эксплуатации имущественного комплекса. 

Свидетели

  • Кристина Тихонова, с 2011 года — замдиректора по художественно-творческой деятельности БДТ. Работала в театрах Краснодара и Челябинска. В 2018 году номинирована на премию «Золотая маска» за роль Натальи Петровны в спектакле «Молодость».
  • Дмитрий Ефимов, руководитель тюменского театра танца «Европа». В 2000-х работал в местном драмтеатре. Сейчас все постановки «Европы» проходят на сцене БДТ.
  • Егор Балаганин, предприниматель, владелец ООО «ВМ-ФЭШН» (переименован в ООО «Театральные Индустрии»).
  • Анастасия Балаганина, сестра Егора. Юрист, консультировала Чурсина и помогала с оформлением документов для ООО «ВМ-ФЭШН».

Акт первый

Задержание

Рано утром 16 июля 2024 года домой к Осинцеву через забор запрыгнули несколько автоматчиков в масках. Так у него начался обыск. Забрали всю документацию, телефоны, компьютеры и нашли конверт с деньгами. После обыска Осинцева увезли в неизвестном направлении. Его адвоката не уведомили о следственных действиях. Весь день о местонахождении Осинцева не было никакой информации, родные собирались подать заявление о пропаже. В театре уже знали о задержании их директора. Там уже находился Чурсин вместе со своим адвокатом Юлией Алешиной. За ним оперативники пришли ближе к полудню и попытались задержать. Но внезапно Чурсину стало плохо, и он потерял сознание. На скорой его отвезли в городскую больницу, где врачи выдали справку с результатами обследований, но без указания, может ли Чурсин участвовать в следственных действиях.

В итоге его отвезли на допрос в СК, где к тому моменту находился Осинцев. После первых допросов в качестве подозреваемых они отказывались признать вину. На следующий день обоим предъявили обвинение по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество в составе группе с использованием служебного положения в особо крупном размере).

По версии следствия (материалы дела имеются в распоряжении «Новой»), с января 2023 года по апрель 2024 года Чурсин и Осинцев, «действуя умышленно из корыстных побуждений», похитили денежные средства у ТКТО «путем обмана», которое выразилось в совместном прокате спектаклей «Только для женщин» и «Один слуга, два господина» при финансовой поддержке ИП Ефимов (Дмитрия Ефимова) и с ООО «ВМ-ФЭШН».

Фото: соцсети

По результатам проката спектаклей с декабря 2021 по май 2024 года общая сумма выручки составила 24 763 410 рублей, из которой расходы ТКТО — 5 410 070 руб. и 82 коп. В соответствии с условиями договора на счет ИП Ефимов перечислили 16 051 839 руб. 42 коп.

С 13 марта по 25 декабря 2023 года между ТКТО и ООО «ВМ-ФЭШН» были также заключены договоры на проведение спектаклей. Тогда сумма выручки составила 30 487 487 рублей, расходы ТКТО — 5 597 750,06. На счет «ВМ-ФЭШН» были перечислены 14 184 726, 66 руб. Первоначальная сумма ущерба оценивалась в 14 млн рублей, но к моменту завершения расследования выросла до 30,2 млн.

Как утверждает СК, Чурсин предложил Осинцеву заключать договоры с подконтрольными ему ИП Ефимов и ООО «ВМ-ФЭШН» для постановки двух вышеуказанных спектаклей, а по итогам проката забирали себе большую часть прибыли. Согласно уставу ТКТО, на которое ссылается следствие, обвиняемые должны были «осуществлять контроль за недопущением инициирования и заключения договоров с аффилированными физическими и юридическими лицами, приводящих к снижению доходов». Осинцев и Чурсин «намеренно занижали доход ТКТО в меньшую сторону, при этом осознавая, что большую часть затрат при прокате указанных спектаклей несет ТКТО», указано в обвинительном заключении.

Согласно «распределенным преступным ролям», Осинцев выступил режиссером-постановщиком спектаклей, давал указания сотрудникам ТКТО готовить служебные записки для заключения договоров, после чего все документы отправлял на подпись гендиректору объединения. Чурсин, считает следствие, занимался распределением денег со счетов ИП Ефимов и ООО «ВМ-ФЭШН» в своих интересах и Осинцева.

Акт второй

Допросы и очные ставки

«Эти договоры на постановку и прокат спектаклей заключались не Чурсиным и Осинцевым, а руководителем ТКТО. Предварительно эти договоры проходили огромное количество согласований в правовом, экономическом и многих других отделах. Все эти служебные записки с предварительным договором после согласований подписывались лично гендиректором ТКТО», — уточнила адвокат Алешина.

Дмитрий Ефимов. Фото: соцсети

В своих показаниях Кирюшина и ее заместитель Машуков говорили, что ничего не знали о том, что Чурсин имел доступ к счетам ИП Ефимов и ВМ-ФЭШН, а также по доверенности заключал с ними предварительные соглашения. Кроме того, все документы на подпись, отметила Кирюшина на допросе, ей приносили уже с подписью Ефимова и Балаганина, с ними она не встречалась. Судя по материалам дела, об ущербе руководство ТКТО узнало уже в кабинете следователя, когда все ознакомились с результатами экспертизы в ноябре 2024 года и тогда же стали потерпевшими по делу.

Из протокола допроса Вероники Кирюшиной за 15 июля 2024 года (за день до задержания Осинцева и Чурсина):

«В каждом договоре, который заключался между ТКТО и ООО «ВМ-ФЭШН» либо ИП Ефимов, имеется антикоррупционная оговорка, которая говорит о том, что каждая из сторон договора подтверждает, что ни сама сторона, ни ее руководство или работники не предлагали, не обещали, не требовали, не принимали деньги в связи с заключением или исполнением договора. Стороны обязуются в течение всего срока действия договора и после его истечения принять все разумные меры для недопущения действий [аффилированности]».

Вероника Кирюшина. Фото: соцсети

Точно такие же показания дал и Машуков. Оба не заявляли об ущербе в начале следствия.

Из протокола допроса Сергея Осинцева в качестве подозреваемого:

«Я никакого ущерба ТКТО не причинял, никаких денежных сумм у них не похищал. Если бы был ущерб, то, во-первых, я не выполнил бы свои должностные обязанности и был бы уволен, во-вторых, ежегодно театр перевыполняет свои финансовые обязанности и не имеет нареканий со стороны генерального руководства и учредителей благодаря слаженным действиям Чурсина и моему руководству. Театр на сегодняшний день является лучшим региональным театром в России, в том числе и по финансовым показателям. <…> На 2011 год у Тюменского драмтеатра был долг 40 млн рублей, и благодаря деятельности Чурсина в течение года театр закрыл долги и вышел в прибыль. В 2011 году театр заработал 24 млн, а в 2024 году — 300 млн».

В ходе допроса Осинцев рассказал, что спектакли «Только для женщин» и «Один слуга, два господина» ставили на деньги коммерческих организаций, поскольку департамент культуры Тюменской области отказал драмтеатру в использовании бюджетных средств. В результате первая постановка вышла на деньги Ефимова. Для того чтобы не тратить собственные средства театра и видя, что предыдущий спектакль приносит прибыль, Осинцев и Чурсин приняли решение выпустить еще один. «Один слуга, два господина» ставился на денежные средства ИП Ефимов и ООО «ВМ-ФЭШН» без участия денег ТКТО. Между ними был заключен договор на совместное производство спектакля.

Как отметил Осинцев, Чурсин не является должностным лицом и может работать в любых фирмах. При этом деятельность ИП Ефимов и ООО «ВМ-ФЭШН» не наносила ущерб ТКТО, а увеличивала прибыль, поскольку они не тратили деньги на постановки, а только получали доход с этих спектаклей.

Такие показания не устроили следствие. Руководителя театра и его зама задержали, затем на ночь отправили в ИВС. С утра начались очные ставки, после которых они стали обвиняемыми. «Чурсина периодически выводили покурить вместе с оперативниками и следователем. Со слов моего подзащитного, в этот момент ему предлагали признать вину, обещали отправить под домашний арест, иначе посадят в СИЗО. Говорили ему, что там будет не сладко, смотри, какие у тебя штаны широкие, тебя не так там поймут. Были такие мерзкие, скабрезные намеки. Ему предлагали другого защитника, обещали все порешать», — вспоминала адвокат Алешина.

В это же время давление оказывали и на Осинцева. Он позднее рассказал адвокатам, что ему также угрожали закрыть в СИЗО и настаивали, чтобы он давал схожие признания, что и Чурсин. «Должны идти в одной связке», — уговаривали Осинцева в СК и обещали, что потом переведут под подписку о невыезде, рассказали «Новой» защитники обвиняемых.

Фото: соцсети

После этих разговоров в курилке, все пошло строго по сценарию СК. Чурсин и Осинцев, судя по протоколам допросов, давали идентичные показания и признали вину в полном объеме. Говорили, что деньги со счетов ИП Ефимов и ООО «ВМ-ФЭШН» выводили через знакомую Анастасию Балаганину. Она обналичивала эти суммы и передавала Чурсину. «Указанные деньги я тратил на мебель и технику для арт-кафе театра, поскольку не всегда удавалось купить мебель через ИП Ефимов, также тратил средства на себя, а именно на путешествия в другие страны, на одежду и просто на свою жизнь, также ко мне иногда подходили мои коллеги (артисты) и просили, чтобы я помог им сделать ремонт в квартире <…>, на что я соглашался и отдавал им деньги безвозвратно, откуда такие денежные средства, я не сообщал своим коллегам», — говорится в протоколе допроса Чурсина.

В свою очередь Осинцев рассказывал, что наличку Балаганина также передавала его сыну и жене, которые также работают в театре: «Они фактически выполняли работы и иногда могли отличаться от заключенных договоров, ценник на указанные работы немного был завышен. Я не сообщал своим родственникам, что цены немного завышены, поскольку они могли отказаться от таких договоров».

Тогда же Чурсин и Осинцев заявили, что драмтеатр мог провести спектакли без привлечения ИП Ефимов и ООО «ВМ-ФЭШН». Они признали, что занижали доходы ТКТО, тем самым нанесли ущерб организации и раскаялись в содеянном. Спустя месяц после допросов, 9 августа, Чурсин внес 5 млн рублей в качестве погашения ущерба, говорится в материалах дела.

Из протокола очной ставки Егора Балаганина и Александра Чурсина 16 июля 2024 года:

Балаганин: Я приобретал ООО «ВМ-ФЭШН» с целью ведения предпринимательской деятельностью по продаже мороженного. <…> В январе 2023 года ко мне обратилась моя сестра Балаганина, которая предложила, чтобы я в организации ООО «ВМ-ФЭШН» оставался учредителем и гендиректором, так как ее друг Чурсин искал организацию для осуществления театральной деятельности, и я согласился. <…> Для чего у нотариуса была оформлена доверенность, представляющая право ведения хозяйственной деятельности Чурсиным от имени ООО «ВМ-ФЭШН». В марте 2023 года я был приглашен Чурсиным в помещении арт-кафе <…> для оформления расчетных счетов и карт Тинькофф банка. <…> Карты были оформлены на мое имя, после чего переданы Чурсину <…>.

Следователь: Раз вы проводили единолично все переговоры от ООО «ВМ-ФЭШН», все банковские карты находились у вас, тогда какую роль выполнял Балаганин Е.В.?

Чурсин: Непосредственно контролировал договоры. Приезжал в драмтеатр, смотрел договоры и подписывал их со своей сестрой. Банковские карты находились у меня, но я никогда ими не пользовался, не снимал и не переводил. Когда передали Балаганину карты, я предложил ему их забрать, а он сказал «нет, оставь себе».

На очной ставке Балаганин уточнил, что никакой договоренности между ними о проведении каких-то мероприятий не было, также не шло речи о совместной деятельности и разделе какой-либо прибыли. В свою очередь Чурсин настаивал, что между ними был подписан договор о перечислении денежных средств за «финансовый успех» и Балаганину переводили заработную плату на банковскую карту. Но тот об этих деньгах почему-то не знал:

«Договор доверительного управления был предложен Чурсиным после того, как деятельностью ООО «ВМ-ФЭШН» заинтересовался Следственный комитет. <…> По просьбе Чурсина договор был подготовлен, кем именно, я не знаю, я видел только готовый договор. <…> Чурсин хотел придать этой деятельности максимально гражданско-правовую форму, не запрещенную законодательством. О том, что начислялась зарплата, я узнал в июне 2024 года путем запроса в Тинькофф банк. Хочу добавить, что перечисления так называемой заработной платы начислялись после того, когда деятельностью, которую вел Чурсин, заинтересовался Следственный комитет», — говорил Балаганин на очной ставке. Как потом пояснил обвиняемый, зарплату начали начислять после того, как от деятельности ООО «ВМ-ФЭШН» появилась коммерческая прибыть, а именно с января 2024 года.

Акт третий

Отказ от обвинений

«Дело было возбуждено без бухгалтерской экспертизы, не было справок об ущербе и потерпевших», — недоумевает адвокат Алешина. Следствие при проведении собственной экспертизы, считает защитница, ограничилось лишь тем, что все суммы в договорах были сложены, и таким образом они вычислили ущерб. Вместо этого защита просила провести полноценную бухгалтерскую экспертизу, но им отказали.

Это не помешало СК начать «театральное дело». Они получили нужные показания. А 18 июля Ленинский районный суд Тюмени отправил Осинцева и Чурсина под домашний арест. Позднее меру пресечения смягчили. В октябре при очередном продлении меры пресечения суд неожиданно отказал следователю в удовлетворении ходатайства, и обоих обвиняемых перевели под запрет определенных действий.

Александр Чурсин. Фото: телеграм тюменского Большого драматического театра

В ходе следствия они частично поменяли позицию и отказались от признания причинения ущерба ТКТО. В феврале 2025 года, когда расследование подходило к концу, оба неожиданно отказались от признаний.

Они заявили, что у них не было умысла причинять вред ТКТО, поскольку организация не выделила финансы на постановки спектаклей и не было потрачено ни рубля из бюджетных средств.

«Следствие не разобралось в самом деле, в котором меня обвиняют. Мне кажется, что следствие предвзято против меня. Не учтены и искажены многие факты работы самого ТКТО», — заявил Чурсин в кабинете следователя.

Из протокола допроса Александра Чурсина за 14 февраля 2025 года:

«При постановке спектаклей за счет ИП Ефимов и ООО «ВМ-ФЭШН» ТКТО само занималось итоговыми выплатами самостоятельно, удерживало все понесенные расходы на прокат спектакля. Непосредственно ТКТО готовили все сметы, к которым я не имел никакого отношения. Сами формы договоров о совместном проведении мероприятия готовил сам управляющий аппарат ТКТО. <…> Все средства на постановку спектаклей и их создание выделялись коммерческими структурами.

Театр в 2021 году столкнулся с финансовым кризисом из-за продолжительного ковида и закрыл свою работу на 6 месяцев. Для возвращения требовалась какая-то яркая премьера и требовались денежные средства для возвращения к работе. Театру необходимо было в кратчайшие сроки выйти с новой премьерой, так появился спектакль «Только для женщин». Окончательно распределением средств имело право только руководство ТКТО. Таким образом, я не мог обмануть ТКТО, что-то похитить, вводить в заблуждение руководство либо целые отделы или просто обманывать. ТКТО было выгодно работать по этим договорам, потому что, не потратив ни одной копейки собственных средств, они сразу получали прибыль».

Следователь несколько раз указывает в протоколе, что Чурсин дает показания, читая с листа. Хотя УПК не запрещает использовать личные записи на допросе.

«Руководство достоверно знало о том, что я имею доверенности в ИП Ефимов. Об этом знала гендиректор Кирюшина. Организация праздников для артистов, иные праздники, покупка букетов, организация ВИП-гостей, на это никогда не выделялись государственные средства, и я занимался решением этих вопросов».

На вопросы следователя Чурсин отказался отвечать и взял ст. 51 Конституции РФ. Но дал пояснения, почему изменил свою позицию по делу: «После заключения меня в ИВС я был напуган и переживал за свое здоровье (согласно медицинским справкам из дела, у него имеется тяжелое аутоиммунное заболевание. Ред.) и был вынужден дать признательные показания, чтобы избежать ареста, потому что прекрасно понимал, что мое здоровье в сложном состоянии и мне будет тяжело проживать эту меру пресечения. Я был вынужден оговорить себя и Осинцева».

После такого категоричного отказа от признаний следователь (вероятно, в отместку) вышел в суд с ходатайством об ужесточении меры пресечения — потребовал отправить Осинцева и Чурсина в СИЗО. Однако Ленинский райсуд во второй раз отказал следователю в его ходатайстве о мере пресечения, что по нынешним меркам — нонсенс. Судья Павлов не поверил сведениям следователя, который утверждал о нарушении Чурсиным и Осинцева запрета определенных действий — якобы обсуждали со свидетелем уголовное дело. Согласно постановлению суда, свидетель Тихонова случайно встретилась с обвиняемыми недалеко от суда, поскольку в тот день все они участвовали на заседании.

Антракт

Что такое ТКТО?

Тюменское концертно-театральное объединение образовалось в 2014 году. Тогда в единую структуру объединили пять крупных учреждений культуры области — драматический театр, филармонию, театр кукол и масок, ДК «Нефтяник» и Тобольский драмтеатр. Местные чиновники рапортовали, что на базе этой структуры произойдет оптимизация деятельности всех учреждений культуры области. Появилась единая система бронирования билетов, централизованная бухгалтерия, юристы, закупки и много других подразделений. Так и произошло, но потом что-то пошло не так.

Кристина Тихонова. Фото: соцсети

«В процессе объединения нам говорили, что создается организация для оптимизации в области культуры. До объединения, когда мы работали в театре, у нас было два юриста, два снабженца, несколько бухгалтеров, и мы успешно выполняли все поставленные перед коллективом планы. Сейчас в центральном аппарате ТКТО около 150 человек, нас в штате театра осталось 130 с небольшим человек. Управленческая команда объединения занимает в здании театра почти три этажа из пяти! Центральный аппарат ТКТО не зарабатывает деньги самостоятельно, весь доход объединения в целом состоит только из прибыли от проката спектаклей, концертов, творческих мероприятий. И от аренды наших залов», — поделилась в разговоре с «Новой» замдиректора Тюменского Большого драматического театра Кристина Тихонова.

Она уверяет, что ТКТО ни разу не вмешивалось в их творческую деятельность, не было прецедентов, чтобы кого-то снимали со спектаклей. Но вместе с этим руководители театра не могли сами принять или уволить сотрудника, все кадровые вопросы и выбор спектаклей проходили тщательный отбор у начальства ТКТО. После объединения театр потерял самостоятельность и фактически стал одним из подразделений ТКТО.

«То есть мы не существуем как отдельный театр, самой организации нет. Мы — один из отделов в большом культурно-досуговом учреждении. В текущей ситуации, внутри объединения, театр полностью зависим от центрального аппарата ТКТО. Мы пишем бесконечные служебные записки, которые обрастают огромным количеством согласований.

Планируя график выпуска спектакля, мы не можем быть уверены, что нам вовремя подпишут и оплатят приобретение, например, расходных материалов для постановки спектакля. Мы не понимаем, сколько будут рассматривать наши заявки, какие дополнительные документы затребуют.

Никаких регламентов нет. Основная деятельность театра не является приоритетом в работе управленческой команды ТКТО», — объяснила Тихонова.

В последний год, продолжает она, театр стал часто выпускать спектакли в авральном режиме на стрессе, без полного оформления. «Потом доделываем декорации на ходу, во время проката. Еще у нас отсутствует коммуникация между управляющей командой ТКТО и командой театра. К примеру, технические специалисты театра говорят о том, что нашему зданию 15 лет и необходимо поменять сценические механизмы, что работать с ними уже не просто некомфортно, но и опасно. Театру нужны замены в парке звукового и светового оборудования — обо всем этом известно руководству ТКТО. Но в этом году за счет федеральных денег принимается решение заменить 800 кресел Большого зрительного зала, с которыми нет проблем», — делится своим мнением Тихонова.

Еще одна из острых проблем, которая вскрылась после появления ТКТО, — льготные пенсии для артистов. Некоторые актеры уже получили отказы из Пенсионного фонда РФ с выплатами. «В наших трудовых книжках и договорах уже 11 лет значится должность «артист структурного подразделения» вместо — «артист драматического театра». В перечне должностей Пенсионного фонда, имеющих право на оформление льготной пенсии, такой должности нет. В связи с тем, что театр — это часть объединения, артистов лишили возможности получить досрочную льготную пенсию за выслугу лет», — высказывает свое мнение Тихонова, добавив, что этот вопрос по-прежнему не урегулирован.

Общее собрание коллектива театра. Фото: соцсети

В разговоре с «Новой» профессор кафедры режиссуры Тюменского института культуры Марина Жабровец назвала ТКТО «неудачным экспериментом», после которого не были сделаны выводы и приняты меры. «Те, кто это задумал и начал, давно ушли со своих постов, а ТКТО осталось, уже как непреложная данность. И почему-то все должны с этим смириться. Хотя очевидно, что эксперимент неудачный. Вместо оптимизации в управлении — штат чиновников разросся в разы, к руководству пришли люди, далекие от театра, не вникающие в его специфику, проблемы и конфликты с творческими коллективами не решаются, а усугубляются, деньги, заработанные театром, тратятся на содержание этих же чиновников. Им бы за это всемерно помогать театрам, но стремления к этому у ТКТО не замечено. Следовательно, ТКТО следует, на мой взгляд, или убирать, или существенно реорганизовывать. Пока вред от него не увеличился», — уверена Жабровец.

В настоящее время ТКТО возглавляет Вероника Кирюшина. В прошлом году она стала самым высокооплачиваемым руководителем учреждения культуры в Тюменской области — ее среднемесячная зарплата составила 579 184 рубля. Следом идет ее заместитель Олег Машуков (его зарплата — 256 339 рублей).

Помимо высоких зарплат, ТКТО неоднократно оказывалось в центре скандалов, а бывшие руководители становились фигурантами уголовных дел. В 2019 году экс-главу ТКТО Юлию Шакурскую оштрафовали на 70 тысяч рублей за превышение должностных полномочий. Суть дела неизвестна, заседание в суде прошло за один день в закрытом режиме. В июле 2024 года бывшему заместителю гендиректора ТКТО Евгению Негинскому также назначили штраф в размере 40 000 руб. за аналогичное обвинение. Согласно решению суда, он вынудил местного бизнесмена заплатить водителю учреждения более 400 000 руб.: сотрудник возил Негинского по личным делам, а предприниматель боялся, что ему могут отказать в контрактах.

Акт четвертый

Предыстория со взяткой

Вернемся на полгода назад, до момента появления «театрального дела». Именно тогда силовики начали проявлять интерес к Чурсину. 30 января 2024 года его в первый раз задержали и отвезли на допрос в качестве свидетеля в рамках другого уголовного дела в отношении бывшей начальницы экономического отдела ТКТО Ирины Баевой по обвинению в даче крупной взятки (в декабре 2024-го ей вынесли обвинительный приговор, на сайте суда итоговое решение не опубликовано.Ред.).

На следующий день, 31 января, утром в театре прошел обыск, и тогда Чурсина снова отвезли на допрос, который длился до позднего вечера. Друзья и коллеги забеспокоились его долгим отсутствием. Они нашли Чурсину адвоката, которая с трудом смогла попасть к подзащитному. «Приезжаю в СК, вижу, как мой подзащитный пишет явку с повинной. Спрашиваю его, о чем он пишет, он, уже уставший, с трудом отвечает: «Не знаю». Один из оперативников рассказал, что якобы ему вменили, что незаконно поставил два спектакля и деньги забирал себе в карман. Если во всем признается, то все у него будет замечательно, и один будет проходить по делу», — рассказала защитница Юлия Алешина.

Тюменский Большой драматический театр. Фото: соцсети

Чурсин подробно ей изложил суть дела и все подробности заключения договоров в театре, которые ему вменили за два спектакля. Защитница сразу сказала, что состава преступления в его действиях нет. После этого они отказались от участия в следственных действиях. Перед их уходом следователь успела дать Чурсину повестку на допрос, который позднее отменила.

Больше следственные органы не беспокоили его. Казалось бы, затишье, но ненадолго. Тем временем в СК полным ходом шел сбор материалов. На допрос вызывали владельца ООО «ВМ-ФЭШН» Егора Балаганина. Об этом Чурсину рассказала на одной из встреч в театре Анастасия (сестра Балаганина), которую также допросили. В распоряжении редакции имеется аудиозапись их разговора. Девушка предположила, что именно Баева дала ход делу, когда разговорилась с оперативниками «без протокола». Она предупредила Чурсина, что у следствия «есть вся переписка» и они «располагают полной информацией».

«Если бы у следствия тогда на руках была явка с повинной Чурсина, дело бы раскрутили раньше, но не получилось», — полагает адвокат Алешина. По ее данным, изначально следственные действия велись в отношении ее подзащитного. За Осинцева правоохранители взялись позже.

В разговоре с «Новой» один из сотрудников театра на условиях анонимности рассказал, что прошлый год в театре постоянно проходили проверки. Об этом они узнавали из СМИ. «Проблема в том, что от нас эти проверки были максимально скрыты. Если приходили, к примеру, из прокуратуры, то приходили не в театр, а в ТКТО. А что там происходило, нас не ставили в известность, — уточнил сотрудник театра. — После обысков в январе весь театр в шоке был. Осинцев всем говорил, разберемся как-нибудь. То есть у него было ощущение, что это как-то все само рассосется. Ощущение надвигающейся катастрофы не было. Были переживания, иногда возвращались с мыслями к тому январю, но в целом в течение полугода ничего не предвещало того, что потом произошло в июле».

Акт пятый

Видеообращение

«Коллектив катастрофически отреагировал на задержание наших руководителей. Мы не верили и до сих пор не верим в их виновность. Театр оказался в информационном вакууме, за 10 месяцев с момента ареста с коллективом не было ни одной встречи с руководством, ТКТО не посчитало нужным что-то нам объяснить, в том числе свою позицию и меры, которые они планировали принимать для защиты. Из СМИ мы также узнали, что ТКТО признало себя потерпевшей стороной. Тогда мы собрались всем коллективом (подчеркиваю — не только творческой труппой, а всем коллективом театра) и решили, что будем бороться сами, всеми законными способами, не вмешиваясь в следственные действия, будем говорить правду», — отметила Тихонова.

Тогда артисты записали видеообращение в поддержку Осинцева и Чурсина и рассказали, как с ними взаимодействует ТКТО: «Мы считаем, что следствие не разобралось в сложнейшем механизме театра. И коллектив считает, что наш директор Сергей Осинцев и его зам Александр Чурсин невиновны. <…> Осинцев создал популярный региональный театр с бюджетом от продажи билетов более 300 миллионов рублей. Именно этот успех, как нам кажется, и послужил началом разбирательства. Должностные инструкции заместителя Чурсина никак не противоречат его коммерческой деятельности, а наоборот, обязывают его предпринимать усилия для зарабатывания средств для театра, чем он и занимался, создавая совместные проекты».

Тюменский Большой драматический театр. Фото: соцсети

После публикации ролика реакция ТКТО, по словам актеров, была молниеносной. Там актерам, как они уверяют, якобы намекнули, что не продлят контракты тем, кто принимал участие в съемках, сообщил «Новой» один из артистов: «Большинство сотрудников театра работают на гражданско-правовых договорах. Это договоры, которые можно просто не продлевать. По сути, это был шантаж. Нам явно дали понять, чтобы мы заткнулись. А почему я должен заткнуться? Мы всего лишь подняли тему о том, как устроено ТКТО. Мы же ничего плохого не сказали».

Кроме этого, в ТКТО якобы пригрозили, привлечь сотрудников театра, как сами они рассказывают, к дисциплинарной ответственности за «нарушение трудовой дисциплины» из-за того, что они выступили против увольнения Осинцева и Чурсина. Помимо прочего, рассказала Тихонова, гендиректор ТКТО была недовольна сотрудниками театра, которые на личной встрече с руководителем департамента культуры Тюменской области открыто сообщили учредителю о проблемах и претензиях, которые накопились у театра к объединению. После той встречи Кирюшина, по словам Тихоновой, будто бы потребовала от главного художника БДТ Константина Решетникова написать объяснительную, а продление его договора поставила на паузу. Но потом все-таки договор и продлили.

По словам Тихоновой, ТКТО в устной форме будто бы запретили прокат спектаклей «Только для женщин» и «Один слуга, два господина» якобы по требованию Следственного комитета. В СК актерам сказали, что ничего не запрещали и у них нет таких полномочий. При этом в театре по-прежнему идут спектакли, которые также были поставлены при поддержке ИП Ефимов на точно таких же условиях, как и те две постановки.

Акт шестой

Процесс

В конце марта материалы «театрального дела» поступили в Центральный районный суд Тюмени. На первом заседании Осинцев и Чурсин выступили с заявлением, что в ходе следствия им и их родным поступали угрозы. Они попросили изменить территориальную подсудность — рассмотреть дело в другом регионе.

Сергей Осинцев. Фото: телеграм тюменского Большого драматического театра

«Комментарии во многих СМИ предлагают меня расстрелять, выпустить мне пулю в затылок, уволить. Это однозначно создает впечатление, что я действительно совершил преступление. И это создает общественное мнение, потому что я в этом городе родился практически как артист и работал 35 лет в этом театре. Меня многие знают, у меня достаточно хорошая репутация, и мне сегодня просто стыдно даже выходить на улицу. Мне приходится чуть ли не в маске ходить. Я опасаюсь за свое здоровье. Я считаю, что это давление может оказываться в том числе и на суд», — пояснил Осинцев, его просьбу цитирует издание 72.ru. Аналогичное заявление сделал и его коллега Чурсин.

16 июня заявление адвокатов об изменении подсудности рассмотрел Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в Челябинске. По закону такие вопросы выносятся на рассмотрение именно в рамках кассационной инстанции, если речь идет о передаче дела в другой регион внутри одного судебного округа. В результате судебная коллегия полностью отклонила просьбу защиты. 8 июля рассмотрение дела по существу возобновится в Тюмени.

Занавес

В апреле в ТКТО была собрана комиссия по противодействию коррупции, на которой было принято решение об увольнении Осинцева и Чурсина в связи с «утратой доверия». Указ об увольнении подписали 7 мая. По сведениям сотрудников театра, на этой комиссии якобы присутствовало все руководство ТКТО и будто бы следователь, который вел «театральное дело». Но никого из драмтеатра не позвали. Об увольнении коллег Тихоновой сообщили после майских праздников. В самом ТКТО на запрос «Новой» ответили, что следователя не звали на заседание комиссии, и его там не было.

Официальный ответ ТКТО на запрос «Новой газеты»:

Трудовые договоры с заместителем генерального директора, директором СП «Тюменский драматический театр» Осинцевым С.В. и заместителем директора по продажам, маркетингу и рекламе СП «Тюменский драматический театр» Чурсиным А.В. прекращены на основании п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Данная норма предусматривает основание расторжения трудового договора работодателем в связи с непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими законами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, если указанные действия дают основания для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Информация о том, что согласно материалам дела Осинцев С.В. и Чурсин А.В. могли причинить ГАУК ТО «ТКТО» материальный ущерб в размере более 30 миллионов рублей, стала известна в ходе следствия. До момента возбуждения уголовного дела и проведения следственных действий в отношении Осинцева С.В. и Чурсина А.В. информация о материальном ущербе в Учреждении отсутствовала, и, соответственно, Учреждение ни с какими заявлениями по данному факту в правоохранительные органы не обращалось.

Информация о том, что Чурсин А.В. фактически являлся руководителем ИП Ефимов и ООО «ВМ-ФЭШН» и при этом инициировал заключение договоров на организацию и проведение спектаклей «Один слуга, два господина» и «Только для женщин» между указанными контрагентами и ГАУК ТО «ТКТО», стала известна также в ходе предварительного следствия по уголовному делу.

С ИП Ефимов и ООО «ВМ-ФЭШН» заключались договоры на организацию совместных мероприятий, которые оплачивались за фактически оказанные услуги. Договоры на организацию фуршетов, постановку банкетов и технического оборудования с указанными организациями не заключались.


Новость об увольнении Осинцева и Чурсина вызвала в театре бурную реакцию. Тихонова пыталась узнать мотивы решения комиссии. Хотя бы ознакомиться со служебной запиской и приказом об увольнении, но не смогла получить доступ к этим документам.

«Когда был Осинцев, он пытался с Чурсиным урегулировать и найти компромиссы с ТКТО. Они ходили каждый день к руководству, согласовывали разные вопросы на планерках, отстаивали интересы театра. А сейчас у нас, получается, отняли наших руководителей. 

Нам уже все сложнее и сложнее взаимодействовать с ТКТО. Если нам их не вернут, то нам нет смысла дальше продолжать отношения с ТКТО, потому что такое ощущение, что сейчас уже нет пути обратно. Нас в любом случае съедят», — опасается сотрудник театра.

Его коллега предположил, если ТКТО «задавит» их, то театр исчезнет. Они обеспокоены, что на место Осинцева могут назначить лояльного к ТКТО руководителя театра, а Тихонову вовсе сместят. В местных СМИ уже появилась информация, что ближе к новому сезону в драмтеатре может появиться новый руководитель из Екатеринбурга.

«В моих планах максимально постараться сохранить место директора театра для Сергея Вениаминовича. Но я не знаю, сколько времени буду исполнять обязанности директора, в любой момент с меня эти обязанности могут снять. Что будет дальше — не знаю. Но мы знаем примеры, когда успешный коллектив, лишенный своих лидеров, не видящий дальнейших перспектив своей работы, своего роста, начинает разваливаться. Как только уходит творчество, уходят артисты, — ответила Тихонова на вопрос «Новой» о дальнейших планах. — Театру сейчас плохо, но борьба за наших руководителей еще больше сблизила весь наш коллектив. Мы четко знаем цель: хотим вернуть Осинцева и Чурсина в команду. Мы не знаем, получится это или нет, но пока держимся и верим».

Тюмень