Колонка · Общество

Они русские, они идут до конца?

Если вы можете безнаказанно делать что хотите, вы станете делать что хотите с кем угодно

Фото: соцсети

Фото: соцсети

…Начнём с совсем свежей истории. В знаменитом питерском районе Мурино хозяева парикмахерской братья Арсен и Арам поспорили с клиентом, который в результате натравил на них «Русскую общину». В салон пришли 20 молодцов. А потом опубликовали заявление. В котором назвали братьев мигрантами (хотя они граждане России) и «латентными любителями стильных стрижек и смазки для бороды», «этническими бандитами и любителями Навального». Братьям пришлось всё это опровергать и уверять, что против власти (!) они не выступают. Это, напомню, по мотивам бытового конфликта с клиентом, которому не понравилась стрижка.

В Калуге активисты «Русской общины» пришли в частную клинику. Где, в числе прочего, делают аборты. Акушера Евгения называли «абортмахером», который «поставил на конвейер детоубийства». Инцидент произошел после провокации: в клинику пришла якобы мать несовершеннолетней беременной девушки. Евгений отговаривал от аборта, но активистов правда не интересовала, и они обвиняли его в убийстве русских детей.

Наконец, в столичной Некрасовке в ночном рейде по квартирам в поисках мигрантов участвовали двести мужчин из «Р.О.». Причем ходили они вместе с полицейскими. Впрочем, по другим сведениям, полиция разгоняла активистов, поскольку те были слишком активны даже по нынешним временам, когда с мигрантами церемониться не принято на всех уровнях. Видео подтверждают обе версии. Но сами по себе ночные патрули «Общины» в городах России давно уже не новость и не редкость.

Оскорбления, унижения, побои — и даже гибель людей в результате активной деятельности этих «общественников» — превращаются в норму. 

Во Всеволожске Ленинградской области это закончилось гибелью 37-летнего Гора Овакимяна. Подозреваемых в деле о причинении смерти по неосторожности нет.

И только когда в Коврове Владимирской области члены «Р.О.» вывезли в лес, избивали и пытали 18-летнего русского юношу после чисто бытовой ссоры, вот только тогда правоохранительные органы решили провести расследование. Стали бы они это делать, если бы парень был условным киргизом?

Что важно понимать в этой ситуации в практическом смысле? Силовики готовы привлекать к своим рейдам «Русскую общину» потому, что в полиции сейчас просто не хватает людей. А тут активные и мотивированные «помощники». Негласно их деятельности покровительствует глава СК Александр Бастрыкин, у которого настоящая аллергия на приезжих. Известен случай, когда в Петербурге рьяные активисты получили административные аресты, а Бастрыкин потребовал наказать за это сотрудников полиции! Дело трижды возобновлялось, несмотря на отказы прокуратуры. Но для членов «Русской общины» Бастрыкин — герой, и именно ему они направляют тонны обращений и заявлений по любым поводам.

Случай в Питере — не единственный. Даже в полиции не всегда рады помощи фактических черносотенцев, и история в Некрасовке это тоже подтверждает. Не рады всему этому и на Кавказе, а из окружения Рамзана Кадырова неоднократно поступали заявления о недопустимости национализма. Но это тот редкий случай, когда голос из Чечни фактически не услышали. Зато услышали благословение от РПЦ: даром, что ли, на съезде «Р.О.» благословение патриарха передал его викарий архиепископ Савва?

О монополии государства на насилие я уже писал не так давно после истории с похищением на Ярославском вокзале Арега Щепихина людьми, очевидно связанными с Чечней. Против обеих сторон «конфликта» вроде бы возбудили дела. Но Щепихин оказался в итоге под арестом, а его похитители, очевидно, просто уехали по-тихому домой. 

Власть в который раз показала, что есть те люди и те случаи, на которые формальные законы не распространяются, — «понятия» и целесообразность важнее.

Но тем самым государство начинает делиться монополией на насилие с каким-то другими структурами — территориальными, этническими, клановыми — не важно. Оно не должно так поступать, но оно так поступает, вставая на опасный путь. Опасный не только для общества, но и для самого себя.

История с «Русской общиной» очень похожая. И более массовая. В клиники, в парикмахерские, в клубы и заведения, в транспорт, в квартиры заходят просто какие-то мужики, у которых нет ни юридических прав, ни полномочий, но которые делают там всё, что считают нужным. Защищая якобы интересы русских. Помните, как в Екатеринбурге активистов «Р.О.» попросили пройти тест на знание истории, придуманный для мигрантов и с которым активисты не справились совсем? Вот такой патриотизм. Любовь к Отечеству и традиционным ценностям.

Эти активисты государству симпатичны. И перспективны. По одной простой причине. После окончания СВО — и даже уже параллельно с ней — власти нужно будет куда-то направить репрессивную энергию. Обязательно нужно! Энергия эта уже никуда не денется. А на кого ее направить? Либералов и «иноагентов» мало. Если задаться целью всех их как-то наказать и поразить в правах, много времени это не займет. А потом?

Список внутренних врагов понятен: носители «нетрадиционных» ценностей и инородцы. Борьбу и с теми, и с другими народ поддержит. Но в число инородцев попадут же не только иностранцы, которые не похожи на славян. 

В это число попадут и россияне, которые не похожи на славян, — а таких в стране миллионы. И мы знаем уже примеры, когда активисты-националисты унижали представителей коренных российских народов только потому, что они не похожи на русских, — таких, какими они их себе представляют.

И конечно, когда у вас есть власть, есть право на насилие без формальных оснований, вам трудно держать себя в рамках. Случай в Коврове с русским парнем, которого пытали члены «Р.О.», только сейчас кажется исключением. Если вы можете безнаказанно делать что хотите, вы станете делать что хотите с кем угодно. Здесь не будет никаких красных линий и никаких пределов. А беспределы будут обязательно.