Как так получилось, что неплохо, казалось бы, знакомый нам человек изменился? Был коммунистическим функционером и активным гонителем религии, а стал фанатично верующим, был либералом, стал ярым консерватором, имперцем и гонителем инакомыслия, в общем — был «за», стал «против»?..
Со времен перестройки и особенно в последние годы этот вопрос для большинства из нас стал болезненно актуальным, люди изменились: кто-то потерял друзей, тех, кого считал близкими по духу, разочаровался в кумирах, пришел в ужас от политических деятелей, на которых возлагал надежды. Все это не ново, такое не раз случалось на крутых поворотах истории. Да и без глобальных исторических потрясений такое может быть.
Человек неизбежно меняется, и не только в перспективе «детство–отрочество–юность», но на протяжении всей своей сознательной жизни по мере того, как ведет диалог и с внешним миром, и с самим собой. Не случайно корифеи психологии Уильям Джеймс, А.Н. Леонтьев говорили о «втором рождении», когда возникает сознательная личность, расставляющая приоритеты ценностей и выстраивающая отношения человека с миром, а Эрик Эриксон представлял жизненный путь личности, включая почтенный и даже пожилой возраст, как череду кризисов, в которых рождаются новые смыслы.