— Для начала: не понимаю, почему вас, иеромонаха, проживающего в Украине, в скиту, и не занимающегося политикой, исключили из состава клира Тульчинской епархии и как вы вообще оказались в России?
— После событий 2014 года я стал активно публиковаться в различных православных СМИ с критикой идеологии украинского национализма. С моей точки зрения, националистическое мировоззрение не только прямо противоречит основным вероучительным положениям христианства, но и оказывает разрушительное воздействие на весь процесс государственного строительства. По сути дела, национализм базируется на идее сакрализации всего национального, на идее обожествления нации и национального государства.
В своих статьях и проповедях я регулярно обращался к теме онтологической несовместимости Царства Небесного и этой падшей земной действительности, настаивая на том, что идеология, сакрализировавшая и оправдывающая последнюю, прямо противоречит Евангелию Христову.
С моей точки зрения, замкнувшись на самом себе, и человек, и народ, и государство неминуемо обречены на деградацию и вымирание и в духовном, и в нравственном, и в чисто физическом смысле. Именно поэтому я настаивал на том, что истинной объединяющей национальной идеей могла стать только такая идея, которая базируется на евангельских ценностях любви и братства между людьми, идея, которая уважает достоинство каждой человеческой личности вне зависимости от его принадлежности к той или иной этнической группе, идея, которая консолидирует общество на решение конкретных задач, направленных на развитие всех сфер государственной и общественной жизни.
В этом смысле не могу не согласиться с великим русским философом Владимиром Соловьевым, утверждавшим: «Для того чтобы народ был достойным предметом веры и служения, он сам должен верить и служить чему-нибудь высшему и безусловному: иначе верить в народ, служить народу значило бы верить в толпу людей, служить толпе людей, а это противно не только религии, но и простому чувству человеческого достоинства».
Естественно, такая моя активность очень не нравилась национал-патриотам. В какой-то момент с подачи СБУ меня обвинили в демонстрации антиукраинской символики (георгиевской ленточки), в результате чего в отношении меня было открыто административное производство.
Мне позвонили из Тульчинской епархии и потребовали прекратить любую публичную деятельность, в том числе публиковаться на своих личных страницах в социальных сетях. Я отказался выполнить это распоряжение епархиального руководства, сославшись на то, что по его же инициативе в 2016 году был назначен секретарем комитета по защите канонического православия Тульчинской епархии, а потому действовал строго в рамках данного мне послушания. В итоге я был исключен из состава клириков епархии с формулировкой «за нарушение монашеских обетов».
Кроме этого, меня сняли с должности секретаря комитета, лишили прихода и упразднили скит, в котором я подвизался. Однако сана меня не лишили и даже не отправили в запрет. Интересно, что впоследствии никто так и не ответил мне, какие именно монашеские обеты были мною нарушены.
Лишившись служения и поддержки епархиального руководства, я принял решение уехать в Россию, куда меня активно приглашали для продолжения священнического служения. Узнав об этом моем решении, правящий архиерей Тульчинской епархии — на тот момент это был митрополит Иоанафан (Елецких) — вновь включил меня в состав клириков епархии, дал на руки хорошую характеристику и, видимо, перекрестился, сбыв с рук непослушного клирика.
Так я оказался в России.