Белая березонька вместо Украины
До 2022 года модные тренды на российской поп-сцене в большой мере определяли украинские артисты. Светлана Лобода, Ёлка, Потап и Настя, Макс Барских, Alekseev, группа «Нервы», Ани Лорак — для широкой аудитории из этой крутившейся на российском радио плеяды разве что группа Kazka с украиноязычной песней «Плакала» твердо ассоциировалась с Украиной. Еще Верка Сердючка, но ее «отцепили» от московской эстрады еще в эпоху участия в «Евровидении», раздув скандал из-за песни «Lasha Tumbai», в которой кому-то послышалось «Russia, Good bye». До 2022 года работавшим в Москве украинским поп-старз соотечественники устраивали хейт (мол, как можно зарабатывать в стране-агрессоре?), но в России в паспорт особо не заглядывали. После 24.02.22 украинские звезды, за исключением Лорак, Ёлки и Таисии Повалий (но последняя со свежими модными трендами никак не ассоциируется), разорвали отношения с Россией. А Сердючка-Данилко, к слову, еще раз подтвердив, что «Russia, Good bye» не пел, заявил, что отныне меняет название песни и в дальнейшем будет петь именно так, как послышалось на «Евровидении» то ли Эрнсту, то ли кому-то еще.
Словом, в России оказалось так много «вражеских» и «сбежавших» артистов, что просели отнюдь не только рок- и рэп-сегменты музыкальной сцены. Попса, конечно, не тонет — ее всегда выручит вечное музыкальное политбюро: Филипп Киркоров, Николай Басков, Григорий Лепс, Олег Газманов, Дима Билан, Сергей Лазарев, Игорь Николаев и иже с ними. Но и эти труженики поп-тыла самого высокого калибра то и дело падают под тяжестью обвинений в страшных грехах: сначала во «враждебности» был замечен Валерий Меладзе, год назад с российской сценой попрощалась Кристина Орбакайте (как дочь «врага народа»). Еще нескольких держат в состоянии «ни жив, ни мертв», периодически отменяя концерты, вспоминая пресловутую «голую вечеринку», да и в целом проверяя на лояльность.
В обстановке, приближенной к боевой, наконец появился более-менее заметный и ушедший в народ «патриотический поп-заказ» в виде песни Татьяны Куртуковой про матушку-землю и белую березоньку, которая для нее святая Русь, а для других занозонька. Отгремев на танцполах Адлера и Анапы и набрав миллионы просмотров на всех видеосервисах, от «экстремистских» до доступных для товарища майора, песня про березоньку достигла бюллетеней академиков национальной поп-премии «Виктория», где и победила в начале марта сразу в двух ключевых номинациях — «Песня года» и «Певица года» (соответственно, песня — «Матушка», а певица — Куртукова). Куртукова смогла отодвинуть на поприще «наших ответов Чемберлену» самого Shaman’а — у созданного в лаборатории Игоря Матвиенко артиста сценический образ оказался более запоминающимся, чем песни. С образом, правда, даже переборщили: артист стал ассоциироваться с эстетикой, с которой, по логике, должен бороться: аккуратно причесанный блондин с волевым взглядом, облаченный в кожу, поющий о величии нации, — аналогии напрашиваются сами собой.