Жить среди горя. Жить сегодняшним днем, не надеясь на завтра. Жить каждый день, день за днем, просто вставать утром и делать то, что надо. Простые максимы, к которым пришли собеседницы Елены Панфиловой. А как жить? За что держаться? Если мы как-то выжили эти три года — стало быть, научились.
Жить трудно, потому что, как сказал Микеланджело, «о, в этот век безумный и постыдный отрадней спать, отрадней камнем быть; не жить, не чувствовать — удел завидный. Прохожий, тсс! — не смей меня будить!». Знакомый врач говорит, что многие сейчас реагируют на окружающую действительность тем, что стали очень много спать. Все свободное время спят. И в самом деле, просыпаться в эту действительность нет никакой охоты. Даже сейчас, когда солнышко и вроде как весна.
Чтобы жить, нужны силы. А где их брать — непонятно, потому что не только мир свихнулся, а и окружающая нас повседневная жизнь полна не только мартовского солнца, но и обычных жизненных горестей: люди скучают по родным, которые остались где-то там, за границей, которую пересечь по каким-то причинам нельзя. Болеют и умирают родные и друзья. Болеем и стареем мы сами, и последние три года никому не добавили здоровья. И — очень тяжело нести на себе груз вины, груз чужого страдания, груз бессилия.
Вот я и спросила своих френдов в одной профессиональной учительской соцсети: во-первых, где берете силы, во-вторых, чему вы научились за эти три года.