Комментарий · Общество

Невосполнимо!

Экологический ущерб от разлива мазута в Керченском проливе составил 84,9 млрд рублей. Но платить эти деньги, вероятно, никто не будет

09:13, 05.04.2025
Иван Жилин, спецкор
13 января 2025 года. Cевший на мель танкер «Волгонефть-239». Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ

13 января 2025 года. Cевший на мель танкер «Волгонефть-239». Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Росприроднадзор оценил ущерб природным системам, причиненный крушением танкеров «Волгонефть» в Черном море, в 84,9 млрд рублей. Об этом сообщила глава ведомства Светлана Радионова.

Требование о возмещении 49,46 млрд рублей направлено пермскому предприятию «Кама Шиппинг», владеющему судном «Волгонефть-212». А от московского ЗАО «Волгатранснефть», в чьей собственности находится затонувший танкер «Волгонефть-239», государство хочет получить 35,48 млрд. Разница в суммах может объясняться тем, что 212-й танкер перевозил на 600 тонн мазута больше, чем 239-й.

Компаниям дан месяц на то, чтобы произвести выплаты добровольно. В противном случае Росприроднадзор намеревается выйти в суд с исками о взыскании.

Однако с большой вероятностью никаких десятков миллиардов рублей собственники танкеров платить не будут. В Арбитражном суде Краснодарского края, где компании ведут разбирательства по компенсациям с мэрией Анапы и Морспасслужбой, их представители уже выступили с ходатайством о создании фондов ограничения ответственности. Такое право действительно предусмотрено Кодексом торгового мореплавания. В нем же определены методики, по которым компании могут рассчитывать сумму, которой должна ограничиваться их ответственность: «Волгатранснефть» и «Кама Шиппинг» ее посчитали — получилось по 533 млн рублей с каждой. 

Эта сумма, если суд одобрит создание фондов, будет распространяться не только на претензии анапской мэрии или морской спасательной службы, но и на всех, кто захочет взыскать деньги с собственников танкеров.

И прецеденты такого ограничения ответственности в российской судебной практике уже были. Например, именно из-за этого в 2010 году Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказал Росприроднадзору во взыскании 6 млрд рублей с компании «Волготанкер», владевшей судном «Волгонефть-139», которое потерпело крушение во все том же Керченском проливе в 2007 году. Катастрофа тогда тоже была серьезной: в Черное море попало около 2 тысяч тонн мазута. Но взыскать удалось всего 174,8 млн рублей.

Кроме того, очевидно, что в отличие от «Норильского Никеля», который хоть и нехотя, но выплатил рекордный штраф в 146 млрд рублей за разлив дизельного топлива в 2020 году, «Кама Шиппинг» и «Волгатранснефть» просто не обладают нужными суммами. Обе они, согласно официальным данным, последние два года несут убытки.

И здесь, увы, напрашивается очевидный вариант выхода из ситуации для судовладельцев — объявить себя банкротами. Учитывая, что стоимость чистых активов «Волгатранснефти», согласно отчетности за 2024 год, составляет всего 37 млн рублей, а у «Камы Шиппинг» она и вовсе отрицательная, ждать, что в ходе процедуры банкротства государство сможет получить 84,9 млрд — наивно.

Впрочем, наивно и рассчитывать, что если деньги получится взыскать, они пойдут на природоохранные мероприятия и восстановление экосистем. 

Опыт Норильска, как и многих других разливов нефтепродуктов, показывает, что взысканные суммы попадают в федеральный бюджет и впоследствии растворяются в нем: государство распределяет их по своему усмотрению.

Никаких 146 млрд рублей ни Норильск, ни Красноярский край после аварии на «Норникеле» не получили. Тем более они не были направлены на мероприятия по обеспечению экологического благополучия Таймыра.

Правда состоит и в том, что деньги никак не помогут восстановиться популяциям попавших в мазутное загрязнение птиц, погибшим морским млекопитающим. Этого можно достичь, только оставив природу в покое. Но и этого не произойдет: Керченский пролив, связующий Черное и Азовское моря, слишком важная логистическая точка. И по ней продолжают плавать давно отслужившие свой срок «Волгонефти».

И, кстати, точно так же наивно полагать, что эти продукты нефтянки принадлежат микроскопическим компаниям, распоряжающимся плавучим старьем, да и сами компании вряд ли де-факто принадлежат сами себе. Но этими вопросами в российском государстве задаваться не принято.