18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ГАННУШКИНОЙ СВЕТЛАНОЙ АЛЕКСЕЕВНОЙ ИЛИ КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ГАННУШКИНОЙ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ.
Фото: Александр Полегенько / ТАСС
18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ГАННУШКИНОЙ СВЕТЛАНОЙ АЛЕКСЕЕВНОЙ ИЛИ КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ГАННУШКИНОЙ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ.
Светлана Ганнушкина. Фото: соцсети
— Сколько человек затрагивает вышедший указ Владимира Путина?
— Сколько украинцев находится в России, никогда четко не сообщалось. Чиновники заявляли и о двух с половиной миллионах, и о пяти миллионах — такие разночтения характеризуют скорее не реальное положение дел, а эмоциональный настрой говорящего.
Я склонна думать, что в реальности в России живет около двух миллионов граждан Украины: как тех, кто приехал сюда давно, так и тех, кто был вынужден выехать из приграничных регионов после событий февраля 2022 года.
Причем и те люди, которые выезжали из приграничных регионов, судя по всему, делятся этим указом Владимира Путина на две группы.
Жители четырех регионов, которые были внесены в Конституцию Российской Федерации в октябре 2022 года, признаны гражданами России автоматически — они уже, по сути, легализованы. С ними произошло то же самое, что и с Крымом.
Когда Россия присоединила Крым, всех жителей полуострова объявили гражданами России. А затем людям, которые были не согласны с тем, что произошло, дали время до 18 апреля 2014 года отказаться от российского гражданства, которое они никогда по своей воле не приобретали. И люди ходили в миграционные отделы, стояли в очередях, чтобы их из граждан России вычеркнули.
То есть нужно понимать: чтобы стать гражданином, необязательно иметь паспорт. Паспортизация — процесс долгий.
Но все жители вот этих четырех регионов, они уже для российских властей — граждане России. Причем даже те, кто живет в Херсоне или в Запорожье, которые Россия не контролирует.
А вот жители, допустим, Харьковской области, которая не внесена в Конституцию Российской Федерации, — они не граждане РФ. Некоторые из них точно так же, как и луганчане, бежали в Россию. Но для российских властей они граждане Украины. И на них указ Владимира Путина о легализации распространяется.
— Как понять, что человек является жителем вот этих четырех регионов и что он уже легализован?
— В первую очередь — по регистрации. Надо сказать, что опыт есть: то же самое было в 1992 году, когда начал действовать закон о российском гражданстве. Кто тогда стал гражданами России? Те люди, которые постоянно проживали на территории Российской Федерации. Но есть нюанс: что значит «постоянно проживают»? Есть постоянная прописка — хорошо, это понятно. А если ее нет? В 90-е с этим была полная неразбериха: людям давали паспорта, потом выяснялось, что у них нет регистрации, паспорта забирали. И только в 2002 году появилось инструктивное письмо Верховного суда, в котором говорилось, что факт постоянного проживания на территории РФ можно доказать в судебном порядке.
— Получается, те граждане Украины, которые жили, например, в Мелитополе, но не имели там регистрации, сейчас будут вынуждены доказывать, что они имеют право на российское гражданство? Если они, конечно, хотят оставаться в Мелитополе.
— Если они хотят там оставаться, то да. Но я думаю, что после той общероссийской истории процесс будет проще. Тем более что сейчас тенденция другая: российские власти всем хотят дать гражданство. В 90-е не хотели, а сейчас очень хотят.
Таким людям надо будет идти в суд и на основании каких-то документов (например, с места работы) и свидетельских показаний доказывать, что они постоянно проживают на этой территории и имеют право на российское гражданство.
— Хорошо. А каковы вообще варианты легализации?
— Способы легализации самые разные. Это и вид на жительство, и разрешение на временное проживание, и получение временного удостоверения лица без гражданства. Это в том числе получение убежища, хотя этот институт в России очень плохо работает — в настоящий момент у нас всего 216 человек имеют статус беженца. Но это тоже способ легализации.
В некотором смысле указ Путина выглядит даже гуманным, потому что по идее, если человек находится на территории страны без законных оснований, он должен ее покинуть. Или его депортируют. А с этим указом дается дополнительное время для легализации.
Но, с другой стороны, нужно смотреть, как этот указ будут применять на деле.
И не окажется ли он направленным на то, чтобы всех, кто сейчас не имеет легальных оснований для нахождения в России, просто выслать. Будет ли этот указ направлен на легализацию или же он будет направлен на высылку, непонятно.
Если посмотреть, как реализуется предыдущий указ, № 1126 (касающийся реестра контролируемых лиц — любых иностранных граждан, которые без юридических оснований находятся на территории России и которые должны легализоваться до 30 апреля. — И. Ж.), то видно, что в одних регионах люди приходят для легализации, а их хватают и быстро депортируют, а в других — напротив, стоит только написать заявление на легализацию, как уже запланированные депортации отменяются. В одном из регионов, не буду называть в каком, нашей сотруднице прямо сказали, что не понимают, как работать с этим реестром контролируемых лиц, и потому на всякий случай сначала внесли туда всех проживающих в регионе иностранцев, а потом начали их оттуда вычищать. А у людей банковские карты блокировались, они ни работать, ни учиться не могли.
То есть нет четкого понимания, какую цель преследует этот указ Владимира Путина в отношении граждан Украины. Я думаю, что это станет яснее, когда власти начнут публиковать отчетность по числу легализованных и по числу высланных.
Фото: Александр Полегенько / ТАСС
— Насколько сейчас в принципе легко или сложно гражданам Украины легализоваться в России? Подвергаются ли они каким-то дополнительным проверкам из-за военного конфликта между государствами?
— Подвергаются, и еще как. И часто эти проверки выглядят очень непонятными и необоснованными. Особенно это касается проверок при въезде в Россию.
Вот пример. Женщина, гражданка Украины, имеющая вид на жительство в России с 2017 года, ребенка и мужа. Совершенно обычная семья, которая жила абсолютно частной жизнью. И вот они поехали отдыхать в Анталью. На обратном пути ребенка и мужа впускают, а ее нет. Сутки отец с ребенком ждут в аэропорту: впустят ли маму? Потом все же уезжают домой.
Маму пограничная служба в итоге в Россию не пускает и отправляет обратно в Анталью. В Анталью! При этом у нее ничего там, в Турции, нет. И даже денег нет, потому что они уже потрачены на отдых.
И только благодаря тому, что у нас в Турции есть свои люди, у которых организован небольшой шелтер, эта женщина просто не оказалась в чужой стране без крыши над головой. Два месяца она прожила в этом шелтере, а потом семья воссоединилась на территории другой страны. Но хорошо — эта женщина была с нами знакома, наш адвокат помогал ей получить вид на жительство в России. И поэтому она написала адвокату, адвокат обратилась ко мне, а я — к своей коллеге в Турции. Но ведь многие люди ничего про нас не знают. И сколько человек уже оказалось в таком жутком положении из-за отказа погранслужбы впускать их в Россию, неизвестно.
Был случай, когда бабушку 85-летнюю не впустили. Студента, который учился в России.
ФСБ преимущественно мотивирует это тем, что человек-де «представляет опасность для обороноспособности Российской Федерации». Да, 85-летняя женщина, конечно, представляет опасность… Мы пишем: «Извините, но объясните, какую опасность представляет этот человек? На каком основании сделан этот вывод?» Ответ получаем такой: решение принимается непосредственно сотрудником погранслужбы, который проверяет документы, и обжалованию его решение не подлежит.
Но в последнее время стали приходить ответы, в которых, помимо прочего, указывается: «Рекомендуем повторную попытку въезда в Российскую Федерацию после окончания СВО». Так и хочется спросить: «Может быть, вы знаете, когда она закончится?»
Хотя они ведь не гарантируют, пустят ли. Может, и снова откажут.
Фото: Олег Елков / ТАСС
— Кроме как со въездом, есть ли проблемы?
— Многие работодатели в России не берут на работу граждан Украины. Никаких ограничений нет, но знаете — «на всякий случай». «Сегодня как бы можно, а завтра, может, нельзя. Неизвестно, что мне за это будет».
— Есть ли понимание, как будут исполнять указ Путина в плане выявления «незаконно проживающих» в России украинцев и их депортации? Потому что да, мы знаем, что полиция постоянно ловит в метро мигрантов из Центральной Азии. Но они внешне отличаются от русских и поэтому легко попадают в поле зрения силовиков. А вот украинцы внешне ничем не отличаются…
— Да, и в метро их никто не ловит. Но будут выявлять по месту работы — человек же не сможет работать без легального статуса. Будут выявлять при покупке билетов на транспорт. При попытке снять жилье.
Разумеется, если человек сидит дома и никуда не выходит, то проконтролировать его невозможно. Но большинство людей все-таки иначе живет.
— Еще одна группа людей, которых может затронуть нынешний указ президента, — это украинцы, которые живут в России, но у которых заканчиваются сроки действия украинских документов. Получить новые украинские документы в России сегодня невозможно. Ехать в Украину многие боятся: во-первых, там небезопасно, во-вторых, надо же как-то возвращаться в Россию потом… Что делать этим людям?
— Это действительно серьезная проблема. И здесь трудно что-то посоветовать. Нет однозначно работающей схемы. На мой взгляд, вариантов два:
И как мы понимаем, нет никаких гарантий, что обратно в Россию этого человека впустят.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}